Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

О "безвестном" изобретателе подводной лодки


Летом 1829 года некий арестант Петропавловской крепости в Петербурге передал тюремному начальству письмо на высочайшее имя, в котором говорилось:

"В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое усовершенствование может иметь отличительный успех... Можно будет под водой подплывать под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку во всех местах, неожиданных неприятелем..."
Автор письма был доставлен в Петропавловку еще весной. По личному указанию Императора Николая Первого он был помещен в одиночку и значился в категории "безвестный". Как можно судить из документов современников, заключенных этой категории, по установленным правилам, перевозили в закрытой кибитке, зашитой рогожами. Через маленький прорез в рогоже в подвижной тюрьме заключенному подавали фунт хлеба и давали пить два раза в сутки. Сопровождавший фельдъегерь не знал, кого он везет, так как арестанта ему сдавали уже зашитым в кибитке.

О "безвестном" изобретателе подводной лодки стало известно лишь в советское время, когда открылись архивы Петропавловки и было обнаружено "Дело по просьбе содержащегося в Санкт-Петербургской крепости минского дворянина Чарновского об испытании изобретенного им подводного судна".

Казимир Чарновский родился в 1791 году в Минской губернии. Примкнул к декабристам, но после мятежа чудом избежал ареста. Поступил учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию и... начал вести революционную пропаганду среди студентов. Один из них накатал в охранку донос и Чарновского арестовали – так он стал "безвестным".
Между тем письмо Чарновского Царю о подводной лодке возымело действие. Император распорядился дать подробное описание судна. И заключенный представил его аж на 32 листах. Согласно этому описанию, длина лодки составляла десять метров, ширина - до трех метров, высота - до двух. Корпус - из железа (заметим, что в то время все суда были деревянными), цилиндрической формы (нос заострен, корма тупая). В верхней части - выдвижная рубка с иллюминаторами. Система погружения - из 28 кожаных мехов, в которые поступает забортная вода; при всплытии вода выдавливается из мехов особыми рычагами. На лодке - огнестрельное оружие и самовоспламеняющаяся мина, которую можно подводить под днище вражеского корабля…
До сих пор все разумно и целесообразно. Но на дворе стоял век даже не паровых судов, а парусников. Ни двигатель, ни винт еще не были изобретены, и потому движитель подводной лодки выглядит наивно: 14 пар весел должны были двигать лодку вперед, а запас свежего воздуха размещался в кожаных мешках...

Описание было направлено на экспертизу военному инженеру и математику. Тот отметил некоторые недостатки, в частности, плохую вентиляцию, но в заключении написал: "Хотя описанная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако изобретение ее делает честь сочинителю..."

Лодку строить не стали, а Чарновского перевели из Петропавловки в Шлиссельбург, самую мрачную государеву тюрьму. В 1831 году он попытался свести счеты с жизнью, ему поставили диагноз "душевная депрессия", а через три года сослали сначала в Архангельск, а затем в Сарапул (ныне Удмуртия), где он и умер в возрасте 56 лет в 1847 году.
Возможно, более пристальное внимание к новаторским идеям минского дворянина ускорило бы создание подводных судов, ведь кроме весел и кожаных мехов в нынешних подлодках есть все, о чем он писал.
Tags: Интересные истории
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments