Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Categories:

Мобильная революция в Китае: Как QR-коды вытесняют деньги

1

Безналичная экономика стремительно растет: в прошлом году объем мобильных платежей в Китае превысил 5,5 трлн долларов, что составляет более половины ВВП страны. Стоял жаркий майский день. Семилетний Ван Цзяжуй вышел из школы и увидел своего деда, который пришел его забрать. Он стоял на солнцепеке, а его рубашка была пропитана потом. Цзяжуй предложил дедушке купить холодной колы в ближайшем магазине, но тот забыл дома кошелек. Оказалось, что это не важно — мальчик взял смартфон деда и вызвал на экран платежное приложение с QR-кодом.
Ван Мэн, де­душ­ка Цзя­жуя, вспо­ми­на­ет: «Он ска­зал, что эти чер­но-бе­лые точки — это день­ги. Я по­про­бо­вал — и купил пачку си­га­рет». С раз­ре­ше­ния ма­те­ри Цзя­жуй помог своим ба­буш­кам и де­душ­кам со­здать учет­ные за­пи­си для по­куп­ки вещей в ин­тер­не­те с по­мо­щью ска­ни­ро­ва­ния QR-ко­дов. Еще он объ­яс­нил им, что точно так же можно рас­пла­чи­вать­ся и в обыч­ном ма­га­зине — до­ста­точ­но по­ка­зать про­дав­цу QR-код на экране те­ле­фо­на.

QR-код — это дву­мер­ный штрих-код со слу­чай­ным ри­сун­ком, сфор­ми­ро­ван­ным ма­лень­ки­ми чер­ны­ми квад­ра­ти­ка­ми на белом фоне. Он может нести в себе в 300 раз боль­ше ин­фор­ма­ции, чем тра­ди­ци­он­ный од­но­мер­ный штрих-код. По дан­ным кон­сал­тин­го­вой фирмы iResearch, в про­шлом году ки­тай­ские по­тре­би­те­ли про­ве­ли с по­мо­щью мо­биль­ных устройств пла­те­жи на сумму 38 трлн юаней (5,5 трлн дол­ла­ров), что пре­вы­ша­ет по­ло­ви­ну ВВП стра­ны. Бла­го­да­ря быст­ро­му рас­про­стра­не­нию пла­те­жей с по­мо­щью QR-ко­дов в обыч­ных ма­га­зи­нах, ко­ли­че­ство мо­биль­ных пла­те­жей в ма­те­ри­ко­вом Китае в 50 раз пре­вы­ша­ет ана­ло­гич­ный по­ка­за­тель в США. (Со­глас­но дан­ным Forrester Research, в 2016 году объем мо­биль­ных пла­те­жей в США со­ста­вил всего 112 млрд дол­ла­ров.) Чэнь Ивэнь, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся ис­сле­до­ва­ни­ем по­ве­де­ния по­тре­би­те­лей, счи­та­ет, что мы на­блю­да­ем рас­цвет «ко­до­но­ми­ки». Чэнь — про­фес­сор и ис­сле­до­ва­тель в пе­кин­ском Ин­сти­ту­те пси­хо­ло­гии Ки­тай­ской ака­де­мии наук. Она го­во­рит: «Китай начал пе­ре­ход к без­на­лич­ной эко­но­ми­ке быст­рее, чем можно было ожи­дать, — в ос­нов­ном бла­го­да­ря ви­рус­но­му рас­про­стра­не­нию дву­мер­ных штрих-ко­дов. Это со­вер­шен­но новый вид эко­но­ми­ки».
2

По сло­вам Чэня, ко­до­но­ми­ка уже до­хо­дит до от­да­лен­ных де­ре­вень и на­чи­на­ет ме­нять ки­тай­ский со­ци­ум. Неко­то­рые ре­сто­ра­ны пе­ча­та­ют штрих-ко­ды на бей­джах офи­ци­ан­тов и даже по­ва­ров — кли­ент может от­ска­ни­ро­вать его и оста­вить чае­вые, если ему по­нра­ви­лось об­слу­жи­ва­ние. Из­на­чаль­но такой под­ход вы­звал раз­но­гла­сия, пишет Beijing Morning Post, — в Китае мало кто дает чае­вые. Од­на­ко се­год­ня кли­ен­ты за­ме­ча­ют зна­чи­тель­ное улуч­ше­ние об­слу­жи­ва­ния, а неко­то­рые офи­ци­ан­ты в месяц по­лу­ча­ют на 3 тыс. юаней боль­ше, и все бла­го­да­ря QR-ко­дам. В ап­ре­ле на одной из сва­деб по­друж­ка неве­сты но­си­ла QR-код для сбора с го­стей денег на по­дар­ки — и в ре­зуль­та­те раз­ра­зил­ся на­сто­я­щий скан­дал между неве­стой и ее бу­ду­щей све­кро­вью, со­об­ща­ет из­да­ние China Youth Daily
А недав­но в го­ро­де Цзи­нань про­вин­ции Ша­нь­дун был за­ме­чен нищий с QR-ко­дом на шее. По со­об­ще­ни­ям СМИ, он пси­хи­че­ски болен, но с по­мо­щью QR-ко­да про­хо­жие могут быст­ро по­да­вать ему ми­ло­сты­ню, не ис­поль­зуя на­лич­ные. От­ме­ча­ет­ся, что его при­ме­ру уже по­сле­до­ва­ли и дру­гие по­про­шай­ки.

QR-ко­ды также по­мо­га­ют рас­ши­ре­нию эко­но­ми­ки сов­мест­но­го ис­поль­зо­ва­ния вещей. На­при­мер, при арен­де ве­ло­си­пе­да кли­ен­ту нужно лишь от­ска­ни­ро­вать QR-код, и ве­ло­си­пед ав­то­ма­ти­че­ски раз­бло­ки­ру­ет­ся. Таким же об­ра­зом можно взять на­про­кат зон­тик, ак­ку­му­ля­тор и мно­гое дру­гое. Впро­чем, когда вы­яс­ни­лось, что вла­сти окру­гов изу­ча­ют воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния тех­но­ло­гии для уже­сто­че­ния кон­тро­ля за при­го­род­ны­ми участ­ка­ми, это вы­зва­ло у фер­ме­ров нема­лую оза­бо­чен­ность. При­кле­и­вая QR-ко­ды на фер­мер­ские по­строй­ки, а затем ска­ни­руя их, пра­ви­тель­ствен­ные ин­спек­то­ры могут быст­ро по­нять, кому при­над­ле­жит зда­ние и на­ру­ша­ют ли его вла­дель­цы ка­кие-то за­ко­ны.
По сло­вам Чэня, то, что се­год­ня ка­жет­ся ре­во­лю­ци­ей, зав­тра ста­нет ча­стью по­все­днев­ной жизни: «Мо­ло­дое по­ко­ле­ние ки­тай­цев вы­рас­тет в мире, пол­ном дву­мер­ных штрих-ко­дов. Воз­мож­но, они будут от­но­сить­ся к день­гам со­всем иначе. Быть может, в их гла­зах день­ги будут не толь­ко спо­со­бом по­куп­ки то­ва­ров и услуг, но также и сред­ством со­ци­а­ли­за­ции».
Рост мо­биль­ных пла­те­жей в Китае на­чал­ся с того, что со­ци­аль­ные сети вроде WeChat на­ча­ли ис­поль­зо­вать­ся для рас­про­стра­не­ния крас­ных кон­вер­тов с день­га­ми — на ман­да­рин­ском диа­лек­те они на­зы­ва­ют­ся хон­бао, а на кан­тон­ском — лай. Их при­ня­то рас­сы­лать дру­зьям и род­ствен­ни­кам в честь тра­ди­ци­он­но­го празд­ни­ка Весны. В про­шлом году сред­ний поль­зо­ва­тель WeChat, по дан­ным самой плат­фор­мы, еже­ме­сяч­но от­прав­лял 28 па­ке­тов хон­бао. Боль­шая часть этих денег была вы­ра­же­ни­ем бла­го­дар­но­сти за хо­ро­шую фо­то­гра­фию или хо­ро­шо на­пи­сан­ную за­мет­ку.
3
По сло­вам Чэня, такие по­ве­ден­че­ские из­ме­не­ния могут се­рьез­но по­вли­ять на ки­тай­скую эко­но­ми­ку. «Когда по­яви­лись кре­дит­ные карты, по­тре­би­те­ли на­ча­ли тра­тить боль­ше денег. QR-код еще удоб­нее, по­это­му у нас есть все ос­но­ва­ния ожи­дать, что это при­ве­дет к росту по­треб­ле­ния».
QR-код был изоб­ре­тен в Япо­нии в 1990-х годах. Пер­во­на­чаль­но он ис­поль­зо­вал­ся для от­сле­жи­ва­ния то­ва­ров в ав­то­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти. В Южной Корее, Япо­нии и дру­гих стра­нах неод­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки при­спо­со­бить тех­но­ло­гию для опла­ты, но, в от­ли­чие от Китая, они не по­лу­чи­ли раз­ви­тия. А в за­пад­ных стра­нах по-преж­не­му ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном пла­сти­ко­вые кар­точ­ки, хотя в США по­ти­хонь­ку на­чи­на­ет рас­про­стра­нять­ся Apple Pay. Сюэ Ченки изу­ча­ет вза­и­мо­дей­ствие че­ло­ве­ка и ком­пью­те­ра в нан­кин­ском Юго-Во­сточ­ном уни­вер­си­те­те. По его сло­вам, по­пу­ля­ри­за­ция QR-ко­да — во мно­гом за­слу­га круп­ных ки­тай­ских ин­тер­нет-ком­па­ний, в том числе Tencent и Alibaba, за­ин­те­ре­со­ван­ных в раз­ви­тии мо­биль­ных пла­те­жей.
«Те­перь QR-ко­да­ми в тор­гов­ле поль­зу­ют­ся все — от су­пер­мар­ке­тов до улич­ных ко­ро­бей­ни­ков. Тех­но­ло­гия весь­ма про­ста, в том числе для по­тре­би­те­ля. Тран­зак­цию можно вы­пол­нить мгно­вен­но, и для этого не нужно ни­че­го, кроме смарт­фо­на и со­то­во­го сиг­на­ла», — го­во­рит он.

И до­бав­ля­ет: «Перед таким удоб­ством труд­но усто­ять. В дру­гих стра­нах по­тре­би­те­лю не пред­ла­га­ет­ся ни­че­го по­доб­но­го».
По срав­не­нию с дру­ги­ми ме­то­да­ми без­на­лич­ных пла­те­жей, вклю­чая NFC, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в Apple Pay, QR-код счи­та­ет­ся небез­опас­ным. Если код под­го­тов­лен зло­умыш­лен­ни­ком, то его ска­ни­ро­ва­ние может за­ве­сти поль­зо­ва­те­ля в ло­вуш­ку, на­при­мер, на фи­шин­го­вый сайт, сде­лан­ный для кражи бан­ков­ских дан­ных. Со­глас­но мар­тов­ско­му от­че­ту Southern Metropolis Daily, в про­вин­ции Гу­ан­дун мо­шен­ник с по­мо­щью QR-ко­дов украл около 90 млн юаней — по­до­зре­ва­е­мый под­ме­нил штрих-ко­ды в ма­га­зине фаль­шив­кой со встро­ен­ным ви­ру­сом, за­про­грам­ми­ро­ван­ным на кражу лич­ной ин­фор­ма­ции по­ку­па­те­лей.

В на­ча­ле этого года, вы­сту­пая на На­ци­о­наль­ном на­род­ном кон­грес­се в Пе­кине, Лю Цин­фэн, за­ме­сти­тель главы прав­ле­ния об­лач­но­го сер­вис-про­вай­де­ра iFlytek, за­явил СМИ, что «более 23% тро­ян­ских про­грамм и ви­ру­сов пе­ре­да­ют­ся с по­мо­щью QR-ко­дов, по­сколь­ку это очень легко». Неко­то­рые экс­пер­ты по ки­бер­без­опас­но­сти под­счи­та­ли, что чет­верть вре­до­нос­но­го ПО, об­на­ру­жен­но­го на смарт­фо­нах, пе­ре­да­ет­ся через QR-ко­ды. Впро­чем, Сюэ счи­та­ет, что пути назад нет: «По­тре­би­тель уже при­вык, что везде можно ис­поль­зо­вать QR-код, и это очень удоб­но. А осо­бен­но­сти тех­но­ло­гии и без­опас­ность обыч­но не вол­ну­ют сред­них по­тре­би­те­лей».



Tags: Деньги, Китай, Экономика
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment