Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Categories:

Теневая сторона большого города. Призраки Токио.



Мало кто из приезжающих в этот мегаполис подозревает, что японская столица — своего рода заповедник, где едва ли не в каждом квартале можно столкнуться со странным, непознаваемым, с обитателями мира теней.

Удивляться этому не приходится. В Токио за последние четыре столетия жили миллионы и миллионы людей, жаждавших денег и власти, любивших, страдавших и время от времени убивавших друг друга. А как объясняют знатоки сверхъестественного, за каждым преступлением тянется шлейф неудовлетворенных обид, жажды мести, всех тех необузданных чувств, которые и порождают призраков, способных десятилетиями не только преследовать непосредственных виновников преступлений, но и пугать случайных прохожих.

Теневой мир Японии в этом смысле гораздо богаче и плотнее населен духами и привидениями, нежели старая добрая Англия или мрачные замки феодальной Европы. Эта характерная черта проистекает из особенностей национальной религии синто, исходящей из того, что души умерших превращаются в божества — добрые или злые в зависимости от прожитой жизни, — населяющие небеса и окружающий мир. Они не только следят за людьми, но в случае необходимости вмешиваются в их дела. Недаром в августе вся страна отмечает праздник 0-Бон, во время которого японцы, даже очень далекие от религиозных догм, получают возможность пообщаться со своими давно умершими предками. Буквально вся страна в эти дни расцвечивается фонариками, указывающими духам самую короткую дорогу к родному очагу. Поэтому для японца встреча с призраком, сколь ни пугающей она может казаться, является столь же естественным событием, как и неожиданный звонок от знакомого, с которым долгое время не виделись.

Вообще-то обитатели потустороннего мира делятся японцами на две основных категории. Одна из них — бакэмоно — представлена порождениями дикой природы — лисами и барсуками, способными перевоплощаться в людей, странными на вид хранителями гор (тэнгу) и водоемов (каппа). Соответственно, и встретиться с ними можно в лесу, в горах, на берегу озер и рек. Злобность и вредоносность этих монстров не безусловна. Иные из бакэмоно выглядят довольно комично. Существуют поверья, что тэнгу или каппа способны даже оказать помощь человеку. Но, как говорят, можно попасть и «под горячую руку».

А вот для города гораздо характернее встречи с юрэй — призраками тех, кто был предательски убит, обманут, стал жертвой заговора. Души этих страдальцев (воинов, брошенных жен, несчастных влюбленных), не находя покоя, бродят по земле, чаще всего вокруг мест, связанных с их гибелью, в надежде на отмщение. Их фосфоресцирующие в ночи контуры с длинными гибкими руками, но без ног, с горящими рубиновым светом глазами, как утверждают знатоки, можно довольно часто увидеть в некоторых гостиницах или в обветшавших домах, где когда-то произошло преступление, у кладбищенских ворот или затянутых ряской заброшенных прудов. А если не увидеть, так услышать их тяжелое дыхание в пустой комнате, шаги за стеной, душераздирающие стоны, перестук каблучков деревянной обуви в темном переулке.

Тени, видимые в окнах пустующей гостиницы

Таких «плохих» мест в Токио — огромное количество. Например, в старом Императорском дворце, который был уничтожен пожаром полтора века назад, было зарегистрировано «семь мистических чудес», среди которых — четко слышимые за перегородками женские шаги, неизвестно откуда появляющаяся и куда пропадающая собака, пруд, в котором отражается луна даже в безлунные ночи.

Считается, что проходом в потусторонний мир часто являются мосты, туннели, темные подворотни. Именно там встреча с юрэй наиболее возможна. И это — не досужие разговоры. Таксисты, которым по роду своей профессии приходится часто путешествовать по ночному Токио, могут рассказать о десятках случаев, когда в том или ином транспортном туннеле за их машиной гнались тени, заглядывали в кабину, стучали по крыше, просили подвезти. Особенно часто это происходит в туннеле Сэндагая, проложенном под кладбищем у храма Сэндзюин в Харадзюку. Еще одно излюбленное призраками место — к северу от станции Уэно, где в годы средневековья казнили преступников.

Привидения чувствуют себя вольготно и в небоскребе Саншайн-60, построенном на месте тюрьмы Сугамо, где с 1895 по 1971 год вершились смертные казни, в том числе и над военными преступниками, осужденными Международным трибуналом. Впрочем, дело не только в возможности встреч с призраками. Это вообще «нехорошее место», где еще во время строительства небоскреба нередки были несчастные случаи. За десять лет, прошедших с окончания стройки, с крыши высотного здания прыгнули вниз 150 самоубийц. И поныне люди время от времени видят огненные шары, хаотически перемещающиеся по комнатам верхних этажей Саншайн-60.

Летающие «шары» в храме

Юрэй облюбовали даже резиденцию премьер-министра, которая в дни вооруженного путча 1932 года стала сценой кровавого убийства. В течение двух десятилетий политики, сменявшие друг друга на посту премьер-министра, отказывались жить в этом доме. Свидетели, причем весьма авторитетные, утверждали, что по ночам в коридорах резиденции бродят полупрозрачные фигуры в старых военных мундирах, слышатся странные шумы, дергаются дверные ручки, мигают электролампы. Сравнительно недавно премьер-министр Дз. Коидзуми решил перенести свою резиденцию в другое здание.

О том, насколько плотно территория японской столицы населена представителями загробного мира, можно судить хотя бы по тому, что специальный маршрут туристического автобуса, знакомящего приезжих с «плохими местами» Токио, предусматривает объезд более ста подобных точек.

Тени на перроне Токийского метро

Впрочем, для того чтобы познакомиться с юрэй, вовсе нет необходимости в личной встрече с привидениями. Немалая доля японской культуры, литературы и изобразительного искусства в той или иной степени связана с описаниями этой теневой стороны жизни. Первое упоминание в литературе о мстительном привидении можно обнаружить еще на страницах «Повести о Гэндзи», написанной тысячу лет назад. Затем с обликом представителей загробного мира своих соотечественников стали знакомить авторы пьес для театра Но. В XIV-XV веках привидения и духи стали основными героями на сцене этого театра. В годы периода Эдо (1603—1868) привидения прижились и на сцене театра Кабуки. Известнейшие мастера ксилографии, например Хокусаи, посвятили этой теме свои гравюры.

После Реставрации Мэйдзи (1868) японское правительство ощутило некое неудобство в связи с тем, как выглядела Страна восходящего солнца в глазах приезжих иностранцев. Привидения, духи, демоны были официально признаны порождением низкопробного суеверия. Произведения некоторых фольклористов были подвергнуты цензуре. Школьникам на уроках объясняли, что тэту и каппа — всего лишь выдумки малокультурных людей.

Но борьба с потусторонним миром вскоре была свернута. Стране, вступившей в начале прошлого века на путь ультранационализма, нужна была новая идеология, в которой духи и синтоистские божества играли немаловажную роль. Появились адепты новой науки ёкайгаку (монстрологии), которые на полном серьезе занялись изучением и классификацией проявлений потустороннего мира в жизни японцев. Так, например, птицеголового горного монстра тэту объявили воплощением духа бусидо (кодекса чести самурая). Вера в призраки и демонов стала одним из компонентов формирования национального духа Ямато.

Снятие табу с суеверий вдохнуло новую жизнь в творчество авторов, делавших привидения героями своих новелл, повестей, картин, скульптур. Огромными тиражами выходили (и продолжают издаваться!) книги комиксов (манга) о столкновениях реального и потустороннего миров. Созданы десятки, если не сотни, блестящих анимационных фильмов на эту тему. В качестве примера можно привести недавний успех мультипликационной ленты Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», удостоенной в США кинопремии Оскара за безусловно талантливый рассказ о тусовке привидений в маленьком курортном городке.

А чтобы было ясно, насколько глубоко щупальца загробного мира проникли в действительность современного Токио, можно обратиться к Интернегу. Там на часто посещаемом сайте (www.nichibun.ac.jp/youkaidb) можно без особых усилий узнать о ближайшем к вашему дому месте обитания привидения. На сегодняшний день Интернет располагает списком 13 тысяч таких точек в одном лишь Токио. Другими словами, привидение всегда можно обнаружить по соседству. Каждый год в этот список добавляется 1,5-2 тысячи новых адресов.

Осталось только выяснить, насколько сами японцы верят в эти суеверия и предрассудки. Проведенный в Токио опрос общественного мнения показал, что 29,5% опрошенных твердо уверены в существовании потустороннего мира, 40,9% предпочитают верить в это, даже не обладая достаточными к тому доказательствами, остальные — прагматики, но их менее 30%.
Tags: Япония
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments