Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Categories:

Как преподаватель мехмата зарабатывает 76 млн рублей в год на детских играх

После рождения третьего ребенка Дарья Ермакова сменила педагогическую деятельность на собственное дело и теперь у нее четверо детей, а продукция ее «Простых Правил» продается в 29 странах мира

После окончания мехмата МГУ Дарья Ермакова начала преподавать в математической спецшколе и на родном факультете. Но через семь лет осознала, что в математике ей не хватает эмоций и безрассудства — того, что встречается только в реальной жизни. Так в 2010 году Ермакова решила заняться бизнесом – придумывать и продавать собственные настольные игры.

В задумке бизнеса про настольные игры Ермакова объединила все сразу: детей, математику, детские воспоминания про собственную коллекцию настольных игр и поддержку мужа (супруг Ермаковой — директор магазина игр и игрушек «КубиРуби»). Кроме того, подруга Ермаковой предложила несколько идей для игр. Одна из них — «Головоноги» — хит продаж и по сей день, через семь лет после запуска бизнеса.


Стартовый капитал – 100 000 рублей – предпринимательнице обеспечили родители, подарившие деньги на рождение третьего ребенка. «Я могла бы потратить эти средства на кофточки и сережки, но решила инвестировать в бизнес», — рассказывает Ермакова. Помимо нее учредителями «Простых Правил» стали ее муж и сестра Мария со своим супругом. Стартовый капитал составил 200 000 рублей, которые обе семьи вложили пополам. «Мы тогда, в 2010 году, начали работать с бешеной скоростью во всех направлениях: рисовали эскизы, искали типографии, отбирали авторов игр и писали технические задания. Был какой-то удивительный запал и ощущение всемогущества», — вспоминает Ермакова.

Под одну гребенку

«На старте в 2010 году у нас был написанный черновой вариант бизнес-плана и шесть идей для игр», — рассказывает предпринимательница. Вскоре она привлекла художников-фрилансеров, которые визуализировали идеи Ермаковой и оформляли игры. Ермакова решила печататься не в Китае, а в России, поэтому потребовалось много сил, чтобы найти качественную типографию.

Однако через пять лет Ермакова столкнулась с проблемой несанкционированного копирования и воровства идей. По словам предпринимательницы, проблема рынка настольных игр заключается в том, что идея и механика игры никак не защищены авторским правом. Хотя большое значение имеет репутация, ничто не мешает какому-нибудь издательству просто взять и скопировать игру. «Компания, например, закупает у нас оптом несколько игр, а дальше их подразделение выпускает клоны наших игр», — рассказывает Ермакова. Но поскольку они используют другие изображения, обвинить их в плагиате невозможно.
Вообще копирование — расхожая практика для отечественного рынка настольных игр. Например, у американской игры «Скрабл» от компании Mattel Inc есть множество российских клонов – «Эрудит», «Словодел» и др. Та же самая история с американской игрой «Монополия», у которой есть десятки подражателей в виде «Менеджера» или «Белой вороны». «Конкурентами мы считаем всех тех, кто делает детские настольные игры. Но тех, кто копируют нас, мы конкурентами не считаем, потому что они всегда будут позади», — говорит Ермакова.

Первые в своем роде

В 2010 году, до появления «Простых Правил», настольные игры, конечно, на рынке присутствовали, но все они носили характер обучающего пособия – стремились научить говорить, читать, считать. Например, популярный скрабл «Эрудит» учил составлять слова, «Монополия» — обращаться с деньгами. Другой популярный тип настольных игр советского наследия - шашки и шахматы. Но их, опять же, можно было отнести к развивающим играм. А вот, по словам Ермаковой, настольных игр в виде детско-родительского семейного досуга, суть которых — развлечение, не было. В 2010 году «Простые Правила» оказались первопроходцами, хотя на Западе именно такой тип игр считался классикой.

Первым ретейлером, взявшим на реализацию игры от «Простых Правил», стала одна из крупных в России сетей магазинов настольных игр «Мосигра». Ермаковой помог знакомый по мехмату, руководивший «Мосигрой». Ему хватило всего полторы минуты, чтобы оценить их качество и взять все шесть видов игр на реализацию: по 50 штук в месяц каждого вида. «Сейчас кажется, ерунда какая-то, потому что для сети «Мосигра», состоящей из пятидесяти магазинов, — это очень мало. Но тогда я ликовала!» — вспоминает свой первый успех Ермакова.

Следующим ретейлером стал магазин «IQ TOY Правильные игрушки», с которыми Ермакова договорилась о сотрудничестве на b2b-выставке в 2015 году. Если поначалу ретейлеры брали игры исключительно на реализацию, то со временем популярность продукции Ермаковой росла, и они настаивали на лучших условиях: «Сейчас на реализацию игры мы уже не даем – работаем по предоплате или отсрочке».
Западные компании, которые вдохновляют Ермакову, – немецкая Haba, американское издательство Gamewright, а также два французских бренда Djeco и Cocktail Games. Среди отечественных конкурентов Ермакова называет компанию Hobby World («Мир хобби»), которая производит свои, но и продает оптом игры «Простых Правил», а также «Стиль жизни», «Банда умников» и подразделение «Мосигры» «Магеллан».
Екатерина Бредихина, директор по проектам издательства «Банда умников» говорит, что наблюдает за «Простыми Правилами» не только по работе, но и из личного интереса: «Когда моей дочке было 4 года, мы играли в «Головоноги» и «Кошки-мышки», произведенных «Простыми Правилами». Сейчас дочери 7, мы перешли на игры для детей постарше, но я продолжаю наблюдать за развитием компании Ермаковой».
«Простые Правила» еще в начале большого пути и масштабирования своего бизнеса», — комментирует Михаил Акулов, генеральный директор издательства Hobby World. — «Мы рады, что они наши партнеры, и так же, как и мы, заинтересованы в развитии культуры настольных игр в России».

От «Головоногов» до «Чудопоней»

Сейчас, спустя семь лет после запуска бизнеса, в линейке «Простых Правил» около двадцати игр, в год продается более 200 000 экземпляров. Стоимость игр от 250 рублей до 1290 рублей. Издательство сотрудничают с 700 ретейлерами, а приобрести игры можно как в крупных торговых сетях «Леонардо», «Мосигра», «Читай-город», так и в онлайн-магазинах – «КубиРуби», «ВкусВилл», «OZON.ru» и других. Продажи в офлайн-магазинах приносят компании Ермаковой 82% выручки, остальное — через онлайн-магазины.

Первая игра издательства, которая до сих пор входит в тройку бестселлеров, — это «Головоноги». Автор игры — мать шестерых детей, акушерка Алёна Лебедева (та самая подруга Ермаковой, которая предложила идеи для первых игр и вдохновила предпринимательницу на собственный бизнес). Это скорее не развивающая игра, а развлекательная, которая подходит как детям, так и взрослым. На коробке так и написано: рассчитана на возраст от 4 до 99 лет. Игра содержит 12 смешных безымянных существ, у которых только голова и ноги. Игрокам нужно по очереди доставать карточки из колоды, придумывать имена и запоминать. Когда «головоног» будет повторяться, нужно первым успеть выкрикнуть его имя и тогда карточку можно будет забрать себе. Выигрывает тот, кто соберёт самую большую коллекцию карточек.

Игра «Мягкий знак» была придумана Дарьей Ермаковой на пару с сестрой Марией. Смысл в том, что на карточках указаны свойства предметов, и задача игроков найти или придумать эти предметы. Чем больше открытых карточек, тем сложнее найти предмет, которому будет соответствовать все открытые свойства. «Дети всегда придумывают что-то невероятное и могут объединить до 15 качеств в одном предмете. Тогда как взрослые начинают буксовать уже на второй карточке», — говорит Ермакова.

Также придуманная Дарьей игра «Большая стирка» — нужно находить пару носочкам согласно цвету пятки и орнаменту. Игра-ходилка для малышей «Времена года» учит ориентироваться в годовом круге, различать сезоны, месяцы и сравнивать состояния природы.

«Я не все игры придумываю сама», — говорит Ермакова. «Пару лет назад мы начали практику сотрудничества с привлеченными авторами. В России очень много талантливых людей, которые не уступают западным разработчикам». С авторами издательство рассчитывается двумя способами: единовременная выплата и процент от напечатанного продукта. Но обычно разработчики предпочитают процент.

Принципы тайм-менеджмента

Сегодня Дарья – мама уже четверых детей. Своим главным принципом тайм-менеджмента она называет делегирование. Дети тоже активно принимают участие в бизнесе. Во-первых, они целевая аудитория, во-вторых, помогают тестировать игры, подбрасывают идеи. Каждый день она старается уделить каждому хотя бы по 15 минут. Взаимодействие может быть разным: читать, играть в настольные игры, готовить еду и обсуждать проблемы. «И разумеется, самое важное — телесный контакт, еще никто не отказывался от объятий и поцелуев мамы», — добавляет Ермакова.

Продажи за границей

Два года назад smm-менеджер «Простых Правил» разместила проморолик в соцсетях, объясняющий, как играть в «Головоноги». Потом один японский игровой трендсеттер увидела видео и заказала несколько игр. В Японии она сняла собственный ролик на японском языке и разместила его в сообществе, предназначенном для игр. А дальше на ролик обратил внимание владелец магазина настольных игр Sugorokuya, которому «Головоноги» настолько понравились, что он сразу связался с «Простыми Правилами» и купил лицензию на игру. В итоге в 2016 году в Японии было продано 18 000 копий игры от Ермаковой. Появление остальных зарубежных партнеров шло так же — по сарафанному радио. У японца оказался друг во Франции — директор компании настольных игр, который тоже заинтересовался игрой и обратился в компанию за покупкой лицензии. Потом появился израильтянин, увидевший игру у француза.

Сегодня «Простые Правила» распространяются на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Тайване, Японии, Таиланде, Израиле, ЮАР, Норвегии, Польше, Франции, Англии, Канаде и США. Под продажей лицензии подразумевается продажа механики, оформление иллюстраций, перевод правил, макет игры, который потом купивший издает сам. «С каждого проданного экземпляра мы имеем процент», — говорит Ермакова. Обычно вилка составляет от 2 до 5% от розничной цены игры.

Кризис или драйв

Производство «Простых Правил» принципиально находится в России, игры печатаются в трех типографиях в Электростали, Иваново и Твери (тогда как большинство конкурентов печатаются в Китае). В кризис 2014 года, когда рубль упал по отношению к иностранным валютам, этот факт помог компании Ермаковой выиграть в ценовой конкуренции. После обвала рубля те, кто печатался в Китае, были вынуждены поднять цены в 2-3 раза. Стоимость игр конкурентов выросла с 1500 рублей до 3000 рублей, тогда как «Простые Правила» в 2014 году произвели повышение цен всего на 15%. Совсем избежать повышения цен компании не удалось, поскольку так или иначе они зависели от валютных колебаний. Несмотря на то что «Простые Правила» печатаются в России, качество российского картона оставляет желать лучшего, поэтому картон Ермакова заказывает в Китае.

Тогда же, в кризис 2014 года, «Простым Правилам» удалось увеличить объем продаж более чем в три раза. Если до кризиса количество проданных игр составляло около 67 000 в год, то сейчас оно возросло до 200 000.

На сегодняшний день «Простые Правила» продают 20 наименований игр, а к концу 2017 года планируют выпустить еще 7-10 новинок. Также компания намеревается увеличить оборот до 114 млн рублей. Еще на этот год запланирован запуск программы социальной ответственности и «апгрейд» бренда «Простых Правил» — изменение логотипа и фирменного стиля.


Tags: Менеджмент
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments