Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Предсказания целительницы сбылись.

Множество лет я потратил на то, чтобы увидеть ее… — напишет он в своей автобиографии. — Ни на миг не сомневаюсь, что она — не миф, и в Кремле об этом знают…»

Байка партизан

Павел Бажов, несмотря на его бурную политическую и журналистскую деятельность, многим известен исключительно как сказочник, придумавший необычный жанр -сказы. Он жил на Урале и сочинял истории про мифических персонажей вроде хозяйки Медной горы, Великого Полоза и Серебряного копытца, которые всем знакомы со школьной скамьи.

Будущий писатель родом из небольшого уральского городка Сысерть. Окончил школу, потом — духовную семинарию, а после несколько лет работал учителем (к слову, одна из его учениц стала его женой, но это уже другая история), подрабатывал журналистом — писал в газеты статьи на злободневные темы. В период Гражданской войны публиковал статьи о партизанах, сам участвовал во многих тайных движениях.

Как вспоминал Бажов, часто, прячась в засадах, где нужно было просидеть несколько часов подряд, бойцы развлекали себя байками и необычными историями. Именно тогда он впервые услышал историю про Злату бабу.

Якобы много лет назад в Сибири язычники поклонялись божеству — фигурке бабы в человеческий рост, вылитой полностью из золота. Откуда она взялась и что символизирует — неизвестно, вот только обладает она невиданной силой. Тот, кто ею владеет, может стать властелином мира, подчинять себе людей и исполнять все свои желания. К тому же она приносит своему хозяину огромные богатства, дарует непобедимость и здоровье. Раньше Злата баба покровительствовала народности манси. Но когда Ермак во время так называемого освоения Сибири пришел в те места, коренные жители подумали, что бабу могут украсть, и решили ее спрятать в лесах. Где именно — никто не знает, но с^гех самых пор все мечтают этого самого золотого идола отыскать.

Как писал в своих записках Бажов, услышав эту легенду, он «заразился» двумя идеями. Во-первых, ему захотелось если не найти саму бабу, то хотя бы выйти на ее след. А во-вторых, он впервые решил попробовать записать эту и множество других услышанных историй в виде сказок, полагая, что они могут стать увлекательным чтивом и сохранят легенды для потомков.

Проклятие схрона

Сказ про Злату бабу, который Павел Бажов принес в журнал «Красная новь», публиковать отказались, сказав, что для детей это чтиво слишком скучное, а взрослым сказки не интересны. Тогда он сочинил новую, как ему казалось, «совсем детскую» сказку — «Серебряное копытце» про волшебного козла, который превращает камни в золото, стукнув по ним копытцем. Но… И эту сказку публиковать не взялись, «завернув» с формулировкой «фальсификация фольклора».

Бажов был в гневе. «Фальсификация? — заявил он редактору. — Тогда научите меня настоящему фольклору!» — «Легко», — ответил редактор и предложил поехать в командировку в уральские деревни, пообщаться с местными жителями, порасспрашивать о местных мифах и сказаниях. Павел был в восторге: командировка хорошо оплачивалась, а сама тема была ему чрезвычайно интересна.

На протяжении нескольких месяцев он ездил по деревням, записанные истории в литературной обработке отправлял в редакцию, их охотно публиковали. Вскоре писать сказы ему предложили еще и для издания «Литературный альманах», а позднее его рассказами заинтересовались в Уральском государственном институте, где на историческом факультете на основе записок Бажова был создан курс «Фольклор на Урале».

Казус же все в том, что, как написал сам Бажов в незаконченной автобиографии, все истории — и про хозяйку Медной горы, и про приключения Данилы-мастера, и про других персонажей он попросту… выдумал. «Я отдыхал в деревнях и помогал местным по хозяйству, — признался Бажов. — А все сказы сочинял сам. Я не пересказывал чужие истории и не записывал мифы, я все придумывал, но мне теперь уже никто не верит…»

По признанию Бажова, единственный герой легенд, который не выдуман им, — это Злата баба. И она -реальна. «Общаясь с горнорабочими, с краеведами и старцами, я с каждым днем находил все больше подтверждений тому, что она существовала на самом деле, — напишет он. — Не раз я слышал историю о том, что, запрятав ее, на схрон наложили проклятие и если его потревожить, начнутся войны. Много лет я потратил на то, чтобы увидеть ее, но не удалось. И кажется мне, что ее уже давно нашли. И в Кремле об этом знают. Уверен, там она и хранится. Вот только жить мы без войн будем лишь тогда, когда вернут ее на родину и тот, у кого она, сам откажется от нее…»

В луковой шелухе

Однажды Бажов тяжело заболел. Все началось с обычной простуды, закончилось осложнениями — он почти оглох, у него началась лихорадка. Случилось это в одной из деревушек, где писатель снимал койко-место в избе. Хозяйка дома как могла отпаивала приболевшего постояльца чаями с травами, но все было бесполезно. Отчаявшись, она предложила ему съездить в соседнюю деревню, где жила бабка-знахарка, которая умела заговаривать любые болезни, но от помощи Бажов отказался, ссылаясь на то, что он — человек верующий, с духовным образованием, и никак не может связываться с целителями, которые явно «от лукавого». Но с каждым днем ему становилось все хуже и хуже, и в итоге он согласился.

Бабка-знахарка уложила больного на печь, обсыпала его луковой шелухой и сухим, сбором каких-то трав и велела спать, сама же села рядом с иконами и свечами и стала бубнить себе под нос что-то неразборчивое. Через день болезнь отступила. Бажов, удивленный таким быстрым результатом, разговорился с целительницей и спросил, способна ли она еще на какие-нибудь чудеса. «Я могу будущее видеть, — призналась она. — Вижу, к примеру, что ты станешь известным, а то, что напишешь, будут люди читать и друг другу пересказывать», «Тоже мне, удивила, — улыбнулся писатель. — Наверняка же знаешь, что я писатель, в газету пишу, потому так и говоришь… Вот если бы ты обо мне сказала что-то такое, чего никто знать не может, я бы удивился».

Ведунья даже немного обиделась: «Ах так? Ну ладно! Получишь ты за свои истории премию от главного человека страны!» — «Правительственную премию за сказки? Вот уж точно этому не бывать!» — расхохотался писатель. Бабка продолжила: «А потомок твой сам будет большим человеком, в Кремле будет, в Москве…»

Звучало все это невероятно… Но спустя несколько лет, в 1943 году, за свою книгу сказов для детей и взрослых «Малахитовая шкатулка» Бажов получил Сталинскую премию, а еще спустя год был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Его родная дочь Ридочка (всего у Бажова было 7 детей) вышла замуж за Тимура Гайдара, сына Аркадия Гайдара, известного писателя. От этого брака у нее родился сын, названный Егором, ставший позднее политическим деятелем.

Таким образом, Павел Бажов — дед того самого Егора Гайдара, который во времена президентства Бориса Ельцина занимал высокие посты в правительстве и был одним из идеологов экономических реформ…

* * *

Скончался Павел Бажов 3 декабря 1950 года. Незадолго до смерти он достал из домашних архивов свою первую и единственную неизданную рукопись — про Злату бабу — и, вопреки возражениями родственников, сжег ее. Почему? — осталось тайной для всех.
Tags: Интересные люди, Истории из сети
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments