? ?
09.Он же
Brenik brenik
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Предсказания целительницы сбылись.
Множество лет я потратил на то, чтобы увидеть ее… — напишет он в своей автобиографии. — Ни на миг не сомневаюсь, что она — не миф, и в Кремле об этом знают…»

Байка партизан

Павел Бажов, несмотря на его бурную политическую и журналистскую деятельность, многим известен исключительно как сказочник, придумавший необычный жанр -сказы. Он жил на Урале и сочинял истории про мифических персонажей вроде хозяйки Медной горы, Великого Полоза и Серебряного копытца, которые всем знакомы со школьной скамьи.

Будущий писатель родом из небольшого уральского городка Сысерть. Окончил школу, потом — духовную семинарию, а после несколько лет работал учителем (к слову, одна из его учениц стала его женой, но это уже другая история), подрабатывал журналистом — писал в газеты статьи на злободневные темы. В период Гражданской войны публиковал статьи о партизанах, сам участвовал во многих тайных движениях.

Как вспоминал Бажов, часто, прячась в засадах, где нужно было просидеть несколько часов подряд, бойцы развлекали себя байками и необычными историями. Именно тогда он впервые услышал историю про Злату бабу.

Якобы много лет назад в Сибири язычники поклонялись божеству — фигурке бабы в человеческий рост, вылитой полностью из золота. Откуда она взялась и что символизирует — неизвестно, вот только обладает она невиданной силой. Тот, кто ею владеет, может стать властелином мира, подчинять себе людей и исполнять все свои желания. К тому же она приносит своему хозяину огромные богатства, дарует непобедимость и здоровье. Раньше Злата баба покровительствовала народности манси. Но когда Ермак во время так называемого освоения Сибири пришел в те места, коренные жители подумали, что бабу могут украсть, и решили ее спрятать в лесах. Где именно — никто не знает, но с^гех самых пор все мечтают этого самого золотого идола отыскать.

Как писал в своих записках Бажов, услышав эту легенду, он «заразился» двумя идеями. Во-первых, ему захотелось если не найти саму бабу, то хотя бы выйти на ее след. А во-вторых, он впервые решил попробовать записать эту и множество других услышанных историй в виде сказок, полагая, что они могут стать увлекательным чтивом и сохранят легенды для потомков.

Проклятие схрона

Сказ про Злату бабу, который Павел Бажов принес в журнал «Красная новь», публиковать отказались, сказав, что для детей это чтиво слишком скучное, а взрослым сказки не интересны. Тогда он сочинил новую, как ему казалось, «совсем детскую» сказку — «Серебряное копытце» про волшебного козла, который превращает камни в золото, стукнув по ним копытцем. Но… И эту сказку публиковать не взялись, «завернув» с формулировкой «фальсификация фольклора».

Бажов был в гневе. «Фальсификация? — заявил он редактору. — Тогда научите меня настоящему фольклору!» — «Легко», — ответил редактор и предложил поехать в командировку в уральские деревни, пообщаться с местными жителями, порасспрашивать о местных мифах и сказаниях. Павел был в восторге: командировка хорошо оплачивалась, а сама тема была ему чрезвычайно интересна.

На протяжении нескольких месяцев он ездил по деревням, записанные истории в литературной обработке отправлял в редакцию, их охотно публиковали. Вскоре писать сказы ему предложили еще и для издания «Литературный альманах», а позднее его рассказами заинтересовались в Уральском государственном институте, где на историческом факультете на основе записок Бажова был создан курс «Фольклор на Урале».

Казус же все в том, что, как написал сам Бажов в незаконченной автобиографии, все истории — и про хозяйку Медной горы, и про приключения Данилы-мастера, и про других персонажей он попросту… выдумал. «Я отдыхал в деревнях и помогал местным по хозяйству, — признался Бажов. — А все сказы сочинял сам. Я не пересказывал чужие истории и не записывал мифы, я все придумывал, но мне теперь уже никто не верит…»

По признанию Бажова, единственный герой легенд, который не выдуман им, — это Злата баба. И она -реальна. «Общаясь с горнорабочими, с краеведами и старцами, я с каждым днем находил все больше подтверждений тому, что она существовала на самом деле, — напишет он. — Не раз я слышал историю о том, что, запрятав ее, на схрон наложили проклятие и если его потревожить, начнутся войны. Много лет я потратил на то, чтобы увидеть ее, но не удалось. И кажется мне, что ее уже давно нашли. И в Кремле об этом знают. Уверен, там она и хранится. Вот только жить мы без войн будем лишь тогда, когда вернут ее на родину и тот, у кого она, сам откажется от нее…»

В луковой шелухе

Однажды Бажов тяжело заболел. Все началось с обычной простуды, закончилось осложнениями — он почти оглох, у него началась лихорадка. Случилось это в одной из деревушек, где писатель снимал койко-место в избе. Хозяйка дома как могла отпаивала приболевшего постояльца чаями с травами, но все было бесполезно. Отчаявшись, она предложила ему съездить в соседнюю деревню, где жила бабка-знахарка, которая умела заговаривать любые болезни, но от помощи Бажов отказался, ссылаясь на то, что он — человек верующий, с духовным образованием, и никак не может связываться с целителями, которые явно «от лукавого». Но с каждым днем ему становилось все хуже и хуже, и в итоге он согласился.

Бабка-знахарка уложила больного на печь, обсыпала его луковой шелухой и сухим, сбором каких-то трав и велела спать, сама же села рядом с иконами и свечами и стала бубнить себе под нос что-то неразборчивое. Через день болезнь отступила. Бажов, удивленный таким быстрым результатом, разговорился с целительницей и спросил, способна ли она еще на какие-нибудь чудеса. «Я могу будущее видеть, — призналась она. — Вижу, к примеру, что ты станешь известным, а то, что напишешь, будут люди читать и друг другу пересказывать», «Тоже мне, удивила, — улыбнулся писатель. — Наверняка же знаешь, что я писатель, в газету пишу, потому так и говоришь… Вот если бы ты обо мне сказала что-то такое, чего никто знать не может, я бы удивился».

Ведунья даже немного обиделась: «Ах так? Ну ладно! Получишь ты за свои истории премию от главного человека страны!» — «Правительственную премию за сказки? Вот уж точно этому не бывать!» — расхохотался писатель. Бабка продолжила: «А потомок твой сам будет большим человеком, в Кремле будет, в Москве…»

Звучало все это невероятно… Но спустя несколько лет, в 1943 году, за свою книгу сказов для детей и взрослых «Малахитовая шкатулка» Бажов получил Сталинскую премию, а еще спустя год был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Его родная дочь Ридочка (всего у Бажова было 7 детей) вышла замуж за Тимура Гайдара, сына Аркадия Гайдара, известного писателя. От этого брака у нее родился сын, названный Егором, ставший позднее политическим деятелем.

Таким образом, Павел Бажов — дед того самого Егора Гайдара, который во времена президентства Бориса Ельцина занимал высокие посты в правительстве и был одним из идеологов экономических реформ…

* * *

Скончался Павел Бажов 3 декабря 1950 года. Незадолго до смерти он достал из домашних архивов свою первую и единственную неизданную рукопись — про Злату бабу — и, вопреки возражениями родственников, сжег ее. Почему? — осталось тайной для всех.


promo brenik april 7, 2022 17:04 55
Buy for 10 000 tokens
Вы же понимаете, что прийдётся компенсировать разрушение от каждой ракеты выпущеной с беларусской территории. С Россией всё понятно, деньги скорее всего пойдут с арестованых счетов. Беларусы Вы понимаете что ближайшие лет 20 будете работать на восстановление того что было разрушено ракетами…