Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Что наша жизнь?

Играют все. Дети – само собой, но играют и взрослые. Вот в чем парадокс-то. Играют не в покер и не в шахматы, и даже не в домино, (это состязания, а не игры). Солидные мужчины и женщины ходят в квесты, читают книги о похождениях Гарри Поттера, смотрят 3D-фильмы про полеты к дальним галактикам и битвы с космическими монстрами. Все это игры, которым не будет конца.

«ПАДАЙ. ТЫ УБИТ!»

Человека убивает не тяжелый труд. Не жизненные испытания сокращают жизнь. Даже не стрессы – хотя раньше считали именно так. Современного человека убивает монотонная, однообразная жизнь, полная обязанностей. Чем тщательнее обязанности выполняются, а правила, навязанные другими, - соблюдаются, тем хуже и меньше живет человек.
Да и раньше – разве лучше была жизнь? Еще и за выживание приходилось бороться ежедневно и ежечасно. Дикие звери, враждебные племена, природные катаклизмы, болезни и голод, от которых не было ни защиты, ни спасения… Но человек имел отдушину, выход, способ психологического преодоления трудных обстоятельств – человек играл. И с древнейших времен игра имела огромный смысл – в игре учились навыкам охоты и земледелия. В игре уясняли социальные взаимодействия. В игре тренировали мужество и стойкость, ловкость и смелость. Но самое главное – игра открывала вход в иной, таинственный мир, который был чуть ближе к богам и вечности.
Первобытные люди в игре проводили инициацию; дети становились взрослыми членами племени. В игре избавлялись от двух главных, архетипических страхов человека: от страха одиночества и страха смерти. Ведь в игре мы связаны с другими: людьми или духами, богами. И умереть в игре – означает воскреснуть. Снова встать и продолжить игру; это дошло и до наших дней. «Падай. Ты убит!», -- кричали мальчишки во дворе во время игры « в войну»; а сейчас компьютерный герой получает новые жизни и снова принимается уничтожать врагов и достигать цели. Жизнь – это игра, а игра – это жизнь.
Для полноценного психического и психологического здоровья человек должен играть – это закон. Игра лечит, спасает, развивает, снимает стресс, обновляет сознание. Хотя психоаналитики считали игру проявлением комплекса неполноценности. В игре, якобы, человек вымещает то, чего не смог добиться в реальной жизни. Воображает себя сильным, смелым, бессмертным… Возможно, психоаналитики не много играли в своей жизни, да и не с кем было; вот и принизили невольно роль игры. Хотя Фрейд с упоением читал романы Агаты Кристи – а что это, если не квест? – в эпоху, когда о таковых слыхом не слыхивали. Так интересно погрузиться в атмосферу старинного особняка на острове и мысленно искать убийцу! И догадываться, куда один за другим пропадают негритята?

ЖИЗНЬ ПРОТИВ СМЕРТИ

В Древнем Египте была игра «сенет» - палочки, шашечки, доска. Бедные и богатые брали коробку с игрой в загробный мир; она там очень пригодится! Во многих захоронениях есть ящичек с игрой. Ведь смысл игры, на первый взгляд, довольно примитивной, был очень глубок: каждый ход игрока – это взаимодействие с богами. Каждый выбор – ответ на вопрос богов. Необязательно умирать, чтобы проникнуть в таинственный мир – можно здесь, наяву, общаться с богами и искать себе хорошее место в загробном мире. Бороться за свою душу, понимать себя, расшифровывать послания богов и духов, идти навстречу Ра и Амону… И на египетских фресках игрока в сенет изображали в одиночестве; красивая принцесса и задумчивый ремесленник сидят над доской: на самом деле, они играют с собственной душой и богами! Это их партнеры и противники в игре. И надо поступками, ходами в игре, доказать, что твоя душа – чиста, помыслы – светлы, ты имеешь право на хорошее место в иной жизни!
В Средние века людям жилось несладко – да, впрочем, когда нашим предкам сладко жилось? Но и тогда были особенные игры, не похожие на банальные «кости» и «бабки» - мистерии. Разыгрывалось великое действо на библейские темы; участники изображали апостолов и самого Спасителя, на сцене присутствовали и темные силы, сам Дьявол, с которым боролись актеры. Мистерии захватывали, люди проливали потоки слез, ощущали присутствие Духа; Добро побеждало Зло через страдания и терпение, через борьбу и смирение…
Эти публичные мистические представления-игры собирали огромное количество народу. И, конечно, мистерии запрещали; незачем играть! Надо трудиться и выполнять волю герцога и церкви, жить земной жизнью. Но мистерии продолжали разыгрываться, повторяя один и тот же сюжет – борьбу Добра и Зла, в которой Добро побеждает. И Жизнь попирает Смерть.

ИНОЙ МИР ДОЛЖЕН СУЩЕСТВОВАТЬ

Человек должен менять сознание. А сделать это без помощи психоактивных веществ можно только одним способом – игрой. Но игрой не обычной; такой, где создается иная реальность. Или – осуществляется контакт с «иным миром», с загадочной потусторонней страной, где действуют свои правила, свои методы, где живут иные существа, представляющие свет или тьму, и где наша задача – та же самая, что и в земной жизни. Не просто сохранить материальное богатство, добиться успеха, заработать как можно больше очков; но победить Зло.
И взрослые люди, вполне состоявшиеся, достопочтенные матери и отцы семейств, трудолюбивые клерки и бизнесмены, учителя и врачи, полицейские и продавцы – да кто угодно – тайком читают книги о Гарри Поттере и принимают участие в приключенческих квестах. Или в одиночестве играют в компьютерные игры, как древние египтяне в «сенет»; но это кажущееся одиночество! На самом деле, игроки общаются с другими персонажами, добрыми и злыми, и со своей душой.
Иной мир существует, должен существовать! – и математик Льюис Кэрролл сочиняет свою незабвенную «Алису», загадочную и нелогичную; но и в Стране Чудес, и в Зазеркалье главный смысл – победить Зло, в каком ты обличье оно не встречалось. И тяжелобольной, все детство проведший в постели, Стивенсон пишет свой «Остров Сокровищ»; читаешь его строки – и ты уже на пиратском бриге или на загадочном острове, ищешь сокровища в компании страшных пиратов. И снова – Добро побеждает Зло… Жизнь попирает Смерть. Если внимательно посмотреть, символический смысл всех игр – именно такой. И это таинственным образом намекает на высший смысл земной жизни. Это тоже – игра и борьба, в которой необходимо победить. И рутинный труд, однообразные заботы, монотонное течение событий уже не так разрушительно влияют на психику и здоровье человека.
Долгое время ученые твердили о вреде компьютерных игр, о развитии зависимости, об отупляющем действии игры на психику; сейчас все больше стали писать о том, что компьютерные игры помогают бороться со стрессом, социализироваться, успокаивают и поддерживают в трудные времена. И зависимость может, конечно, возникнуть – у азартных игроков, но это зависимость не от игры, а от выигрыша.
Много ли в мире вещей, которые приносят обычную простую радость? Их очень мало. Это любовь, дружба, путешествия, приятное общение с теми, кто нас понимает, еда, питье – и игра. Пока человек может фантазировать и воображать – он здоров. Естественно, если он отличает фантазию от реальности. И не случайно в тоталитарных обществах так не приветствуют игру и сказки; детей с малолетства стараются лишать возможности играть и фантазировать. Да, игры и сказки опасны; они не дают превратить человека в раба. Они оставляют ему спасительный выход в иной мир, в Страну Фантазию, где учат побеждать зло и доказывают, что Зло всегда будет попрано, побеждено – надо только верить в себя, быть смелым и снова вставать после слов «Падай. Ты убит!»
Анна Кирьянова,
психолог-философ, писатель
Tags: Интересные мысли
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments