Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Categories:

Идиот-гений– загадка и вызов науке

Эфемерность границ между идиотизмом и гениальностью.
Идиот-гений– загадка и вызов науке

Вы наверняка слышали, что границы между гениальностью и идиотизмом едва различимы. Тут будут приведены примеры, где такой границы попросту нет, где две крайности уживаются в одном и том же уме.

• Вот картина жалкого существа, нарисованная доктором А.Тредголдом в монументальной работе «Умственная недостаточность». Имя идиота Флери, и вся его жизнь прошла в психиатрической больнице в французском городке Армантьер.

Флери появился на свет в семье сифилитиков. родился он слепым и слабоумным. Родители в скором времени отказались от него, и он оказался в стенах психушки, где и подметили его необычный дар решать арифметические задачки в уме. Попытки обучить его прописным истинам ни к чему не привели – Флери почти ничего не усваивал. Сутулый, с шаркающей походкой, с затуманенными глазами, робкий, он дни напролет слонялся по залам и площадкам учреждения, ставшего ему родным домом.

Но бывали периоды, когда Флери как бы выходил из своего кокона идиотизма и удивлял ученых. В такие дни собирались специалисты, чтобы проверить, в действительности ли Флери обладает какими-то уникальными способностями. За ним ходила слава молниеносного счетчика. И что же? Действительно, ученые уходили с этих встреч как будто более мудрыми и не менее обескураженными. Флери производил в уме расчеты со скоростью и точностью, не поддающимися объяснению.

Как-то Флери показали группе из 12 ведущих европейских ученых и математиков, для демонстрации его таланты. Его привели в комнату, а он от испуга прижался к стене и глупо ухмылялся, совсем растерявшись от присутствия стольких незнакомых лиц. Сопровождающий его человек прочитал ему вопрос, который подготовили ученые: у тебя 64 коробки, в первую коробку ты положил одно зерно, а в каждую последующую – вдвое больше, чем в предыдущую, сколько всего зерен окажется в 64 коробках?

Флери не переставал хихикать, пряча лицо от профессоров. Сопровождающий спросил его, понял ли он вопрос. Да, понял. Знает ли он ответ? Не прошло и полминуты, как Флери сообщил правильную цифру: 18 446 734 073 709 551 615.

Флери, идиот из клиники Армантьера, проделывал такого рода расчеты и для астрономов, архитекторов, банковских служащих, сборщиков налогов, кораблестроителей. И всякий раз он давал точный ответ в течение нескольких секунд. Такие расчеты никто не мог производить до наступления эры электронно-вычислительной техники, десятилетия спустя после смерти Флери.

• В некоторой мере случай с Флери напоминает другой, связанный с именем Тома Уиггинса, дебила, родившегося от рабыни в поместье Бетьюнов в 1849 году, штат Алабама. Том тоже уродился слепым, а потому как за слепым ребенком требовался усиленный уход, хозяева разрешили матери держать его при себе в доме. Дом был огромный, но Том быстро научился ориентироваться во всех закоулках, мог пройти куда хотел без помощи взрослых. Больше всего он любил стоять неподвижно под парадной лестницей и слушать тиканье часов, принадлежащих деду хозяина дома.

Как-то раз, прекрасным весенним вечером 1855 года, когда Тому было уже шесть лет, к Бетьюнам приехали гости из Монтгомери. Устроили некоторое представление. Свекровь и невестка Бетьюн исполнили на пианино две пьесы. Обе были отличными пианистками с дипломами Бостонской консерватории.

Когда гости уже пошли спать, младшая Бетьюн была очень удивлена, когда услышала звуки музыки, доносившиеся из зала. Неужели свекровь в такой поздний час решила еще раз сыграть пьесу? Однако скоро молодая Бетьюн убедилась, что свекровь крепко спит. Еще более удивившись, невестка на цыпочках спустилась в зал, где находилось пианино.

При лунном свете, струившемся через высокие окна, она увидала слепого Тома, сидевшего за инструментом и проходившегося короткими пальцами по клавиатуре пианино. С паузами, но без единой ошибки он проигрывал одну из мелодий, исполненных дамами вечером. Пройдя по клавишам один раз, как бы осваиваясь с пианино, он внезапно заиграл быстро и вдохновенно, в точности следуя мелодии и темпу пьесы, услышанной за несколько часов перед этим.

Как потом выяснили, ребенок попал в зал через открытое окно, подошел к пианино, до которого он ранее мог лишь дотрагиваться, и повторял ноту за нотой, пока не закончил всю мелодию, сыгранную опытными пианистками.

Том Уиггинс, слепой недоумок, стал Слепым Томом – музыкальным вундеркиндом. Бетьюны открыли, что у него был замечательный дар безошибочной имитации. Какой бы сложной ни была пьеса, он тут же повторял ее в точности делая те же ошибки, что и пианисты.

Слух о его таланте быстро распространился по всей стране, и Бетьюны начали устраивать представления вначале в южных городах, а потом в Нью-Йорке, Чикаго, Цинциннати и других.

25-ти летний Слепой Том разъезжал по США и странам Европы с концертами и поражал публику тем, что, прослушав знаменитых музыкантов, тут же повторял услышанное с тончайшими оттенками экспрессии. Деньги потекли рекой. Молодая миссис Бетьюн благоразумно организовала специальный фонд, позволивший Тому прожить безбедную жизнь.

Каким образом слепой слабоумный пианист впервые познакомился с клавиатурой пианино, до сих пор остается загадкой. Ребенком его не впускали в зал, где находилось пианино, и впоследствии он даже не мог припомнить, пытался ли когда-то играть до той ночи.

Том достиг зрелого возраста, весил 250 фунтов (113 кг) и, имея ум ребенка, доставлял массу хлопот окружающим, в особенности во время поездок. За едой он разбрасывал пищу как капризное дитя, а после спектаклей, довольный аплодисментами, становился на голову посреди сцены – номер вовсе не для музыканта.

Слепой Том Уиггинс, пианист-идиот, со временем стал утрачивать свой невероятный талант. В среднем возрасте он вновь превратился в сопливого беспомощного дебила (и умер таковым в 1907 году), живя на средства, оставшиеся после фантастической карьеры.

• В богатой семье в Берне, Швейцария, в 1768 году появился на свет мальчик, окрещенный Готфридом Майндом. Признаки умственной отсталости, отмечавшиеся у ребенка, в скором времени переросли в явную дебильность.

Семья была состоятельной, потому для интеллектуального развития ребенка делали все, но все напрасно. С рождения и до самой смерти, наступившей в 1814 году, в возрасте 46 лет, Готфрид Майнд был умственно отсталый человек, был не способен следить за собой, потому во время прогулок его сопровождал телохранитель.

Еще в детстве Готфрид познакомился с красками, мелками и грифельной доской. Скоро он начал рисовать удивительные картинки, некоторые из них были выполнены акварелью. Погожими днями страж уводил его куда-то в чудесный уголок природы в поместье родителей, и часами Готфрид сидел там, счастливый, бормоча себе что-то под нос, рисуя все, что привлекало внимание этого взрослого младенца.

К 30-ти годам этот жалкий молодой человек прославился на всю Европу своими картинами. Особо удавались ему картины с домашними животными и детьми, к которым он стоял ближе всего по умственному развитию. Картину «Кошка с котятами» купил английский король Георг IV, и на протяжении долгого времени она висела в королевском дворце.

• Такая странная смесь художника и идиота наблюдается в современном двойнике Готфрида Майнда в лице Киоши Ямашита из Кобе, Япония. Как в свое время Готфрид Майнд, Ямашита нуждается в защите и опеке, как ребенок, но его картины приобрели всеобщую известность. Они выставлялись в универсаме Кобе в 1957 году, и, по оценке специалистов, на выставке-продаже побывало больше 100 000 человек.

Рожденный в трущобах, Киоши до такой степени отставал в развитии, что в 12 лет появилась необходимость поместить его в психдиспансер. По линии родителей и родственников никто не был художником, у самого Киоши в детстве подобное призвание не проявлялось, как вдруг он стал делать аппликации: рвал цветную бумагу и кусочки приклеивал на холст.

Талант продолжал развиваться и крепнуть. Медперсонал всячески поощрял Киоши. Начали приносить ему краски, но он их стал есть как конфеты, потом освоил кисти и начал рисовать красками. Теперь он национальный любимец Японии. Журналы спорят между собой за право помещать его рисунки на обложках. Необыкновенный успех в Японии имела книга цветных рисунков Киоши Ямашита, изданная в 1956 году, а сам Киоши в это время бродил по улицам города и просил милостыню, не в состоянии ответить, кто он такой и откуда.

Правительство Японии приставило к Киоши телохранителя, потому как художник может пойти на улицу голым и забрести куда угодно. Однако подчас ему удается улизнуть, и тогда он шатается по улицам, грязный, оборванный, живя подаянием, пока его снова не отыщут.

Доктор Рюзабуро Шикиба, ведущий психиатр Японии, так говорил о Киоши Ямашита: «Идиот-мудрец – загадка и вызов науке».

• Случай с Джеффри Джанетом, родившимся в 1945 году в английском Илфорде, слепым калекой, лишний раз подчеркивает эфемерность границы между идиотизмом и гениальностью. Медики осмотрев скорченного младенца сказали родителям: «Он будет слабоумным и протянет от силы два года».

Джеффри Джанет не только «протянул», но и стал замечательным парнем с талантами настоящего гения. В 16 лет, слепой, не в состоянии передвигаться самостоятельно, Джеффри демонстрировал ошеломляющие способности.

Врачи и журналисты были свидетели того, как Джеффри повторял наизусть все программы британского радио и телевидения за целую неделю, прочитанные ему один раз.

Этот идиот, «который от силы мог протянуть два года», делал сложные математические расчеты, за секунды давая правильные ответы. Каким-то ему только доступным способом он за несколько секунд мог абсолютно точно узнать, на какое число придется любой день передачи в будущем или приходился в прошлом, даже с учетом изменений в календаре.

Его феноменальный талант просто игнорировал все данные медицинской практики, лишний раз утверждая, как мало мы знаем о стране чудес, которой является мозг человека.

Ф.Эдвардс
Tags: Интересные люди
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment