«Хотелось бы понять, - сказал Вильгельм, - почему вы так противитесь предположению, что Иисус, хотя бы изредка, смеялся. Я уверен, что смех - наипрекраснейшее средство, подобное ваннам, для излечения гуморов и телесных недугов, в частности меланхолии» (Умберто Эко, «Имя розы»).
Ради смеха
Ученые считают, что способность смеяться появилась у наших предков еще 10 миллионов лет назад. Каковы аргументы? А вот: детки человекообразных обезьян так же весело визжат от щекотки, как и наши собственные. Получается, что человеческая раса родилась со смехом, да так и живет.
Умение смеяться отличает человека от животного. Но это вовсе не значит, что братья наши меньшие не обладают чувством юмора. Наверняка вы замечали, как улыбаются собаки и дельфины. Шутят обезьяны, попугаи и все хвостато-пернатые, имеющие дар подражательства. Это доказали известные американские ученые - Ален и Беатрис Гарднер, научившие шимпанзе языку жестов. Однако смеяться, хохотать во все горло, да еще дружно, всей компанией, способны только люди.
Кстати, возникновение, распространение и угасание смеха можно контролировать. С этим хорошо знакомы профессиональные юмористы. Свое выступление они начинают с простеньких шуток, стремясь вызвать реакцию самых смешливых. Следом за ними, вольно или невольно, рассмеется большая часть зала. Когда первая волна хохота отгремит, юмористы предлагают более тонкие остроты, и снова смеются все, потому что срабатывает эффект снежного кома - люди просто не могут остановиться, даже если шутку и не понимают. Затем юморист начинает заигрывать с залом, ставя кого-нибудь из зрителей в неудобное положение. В этом случае удовольствие получат те, кому приятно чужое смущение, или те, кто смехом старается поддержать жертву юмориста.
Бывает, артист подшучивает над всеми зрителями разом - и это снова работает, ведь каждый думает, что сказанное со сцены к нему самому не относится. Смехом он пытается показать, что понимает шутника, потешается вместе с ним над остальными.
Впрочем, многие смеются и над собой - если они одарены способностью к самоиронии. Женщины здесь, как ни странно, дают фору мужчинам. Разве вы никогда не встречали блондинок, рассказывающих анекдоты о блондинках?
Напоследок артисты выдают несколько убойных острот - одну за другой. Мастера эстрады знают, что зрители сохранят в памяти последние впечатления от представления, и если они будут слабоваты, публика больше на шоу не придет.
Серьезные рассуждения о смехе
Но если одни смех вызывают, другие им наслаждаются, то третьи - изучают его. Интересно, что этим вопросом занимались очень серьезные люди и с большим погружением в проблему, например ученые Нового времени - Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Кант сказал об остроумной шутке: она содержит «нечто такое, что мы сперва принимаем за истину, чтобы ввести нас в заблуждение, а в следующий момент обратиться в ничто».
А вообще, о смехе писал еще Аристотель. Он предположил, что юмор возникает вследствие понимания несовместимости между ожиданием слушателя и тем, что произошло. Причем «смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное». Приведем современный пример такого безобразия: «Не зря все боятся Виталия Кличко! У него брат - боксер!».
Аристотель, вслед за Платоном, также считал, что юмор может быть агрессивным. Шутки, по мнению мыслителей древности, - это форма образованного высокомерия, то есть форма выражения превосходства одного человека над другим. Сомневаться в верности этого утверждения не приходится - человек, не умеющий вовремя промолчать, вечно старающийся вставить свое словечко, частенько бывает бит. А в некоторых странах считается неприличным смеяться, показывая зубы. Это недружелюбно, ибо зубы показывает собака, которая собирается напасть.
Остроумие может стать и способом защиты, и оружием в борьбе за социальный статус, утверждает профессор психологии Мэрилендского университета (США) Роберт Провайн. Поставив неприятного нам человека в смешное положение, мы демонстрируем свое психологическое превосходство, вызывая уважение окружающих.
Впрочем, это, скорее, один из типов остроумия, порожденного необходимостью «пробиваться» вверх по социальной лестнице любыми способами, но, желательно, цивилизованными.
Часто именно юмор помогает людям утвердиться в обществе, предъявить ему свои достижения. Например, вы знаете, почему дети любят рассказывать анекдоты, в частности политические? А юное поколение просто обменивается информацией о взрослой жизни и показывает, что понимает ее нюансы. К такому выводу пришел доктор философских наук Анатолий Дмитриев, работая над очерком «Детский анекдот: функция политической социализации».
Пожалуй, то же самое происходит, когда ребята делятся «неприличными» анекдотами. «Вот, что я знаю!» - как бы говорят они друг другу, хотя на самом деле не могут оценить соль сексуальной шутки.
А просто так!
И все же мы острим не только для того, чтобы достичь каких-то определенных целей. Смех, как источник удовольствия, тоже имеет смысл. Более того, это важнейшая задача смеха -радовать, удивлять и приносить пользу здоровью.
Кстати, последнее утверждение - доказанный факт. Ученые установили, что когда человек веселится, в его слюне увеличивается количество белых кровяных телец (лейкоцитов), которые борются с инфекциями. Закатываясь от хохота, мы даем своим легким воздуха больше, чем обычно, насыщая кислородом кровь, а через нее и все органы.
Итак, что же нас по-настоящему смешит? Например, выход за пределы формальной логики - нелепость, ложное противопоставление, ложное усиление. Логическая ошибка, неожиданная несуразность: «Вася, ты белье повесил?» - «Нет, я его помиловал!».
Загадка смеха побудила взяться за перо и Зигмунда Фрейда. Естественно, истоки остроумия он находил в бессознательном. В своей работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд писал: «Удовольствие от остроты вытекает для нас из экономии затраты энергии на упразднение задержки, удовольствие от комизма - из экономии затраты энергии на работу представления, а удовольствие от юмора - из экономии аффективной затраты энергии».
Писатель и ученый Рудольф Баландин по этому поводу остроумно замечает: «Странный подход к эмоциям, сходный с товарно-денежными отношениями». Действительно, если мы посмотрим на детей, которые 100 раз на дню находят повод посмеяться, нам и в голову не придет задумываться о какой-то там экономии сил и затрат.
«Смех без причины - признак дурачины», - говорят в народе. Между прочим, бывает и такое. Если образованный, хорошо воспитанный человек, который, по всеобщему мнению, обладает здоровым чувством юмора, вдруг начинает сыпать плоскими остротами, ему неплохо бы сходить к врачу. Такое изменение поведения может оказаться симптомом развивающегося склероза сосудов головного мозга.
Но вполне вероятно, что ваш знакомый просто решил расслабиться, ведь есть и такая научная теория: смех - это уникальный (роскошный!) рефлекс, не имеющий определенной биологической цели. К этому выводу пришел еще один исследователь смеха - Артур Кестлер.
Как обаять даму
А вот британский профессор Сэм Шустер считает, что остроумие и чувство юмора зависят от уровня гормона тестостерона в крови. Исследуя вопрос, Шустер не побоялся рискнуть здоровьем. Будучи уже немолодым человеком, ученый взялся кататься по городу на одноколесном велосипеде, привлекая внимание окружающих и фиксируя их реакцию.
Его выводы были следующими: 95% взрослых женщин хвалили и подбадривали велосипедиста, многие волновались, как бы он не упал и не ушибся (женщины, как и обычно, на высоте!). Сочувствующих среди мужчин было всего 25%. Соответственно, остальные 75% язвили в адрес велосипедиста или открыто потешались над ним. Причем больше всего ехидничали молодые мужчины и подростки, а джентльмены постарше лишь беззлобно посмеивались.
Теория смелого велосипедиста Шустера объясняет и тот факт, что среди профессиональных шутников всегда больше мужчин, чем женщин. Получается, что природа одарила мужчин остроумием, исходя из каких-то соображений? Ну да. Нетрудно догадаться, что цель кавалера - обаять даму, чтобы продолжить род. Юмор в таком случае призван продемонстрировать интеллект самца, а также его лидерские качества. И Фрейд с этим был согласен.
Кстати, остроумие и чувство юмора - не одно и то же. Чувство юмора позволяет человеку понимать смешное, а вот остроумие - это творческий процесс создания смешного. Женщинам, в основном, свойственно первое, а мужчинам - второе. Это, конечно, не аксиома - вспомните хотя бы Фаину Раневскую («Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть»).
И действительно, опытные «перпетум кобеле», как говорила та же Раневская, знают, что лучший способ понравиться девушке - рассмешить ее. Более того, женщины лучше воспринимают мужской юмор, чем женский, зато мужчины для долгих отношений предпочитают серьезных барышень.
Однако что бы там ни придумывали ученые, смех остается смехом, то есть большим удовольствием для всех нас. Смейтесь чаще!
Journal information