Карфаген в действительности был злейший враг Рима в IV–II столетиях до н. э. Этот огромнейший город-государство с примерно миллионным населением, располагавшийся на африканском побережье Средиземного моря, поблизости современного Туниса, был заложен финикийцами и являлся столицей торговой империи, которая бросила вызов Риму. Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал при помощи довольно большого военного флота и мощного наемного войска.
Однако несмотря на то, что в основе противостояния были те же принципы, что и сейчас, то есть борьба за ресурсы и рынок сбыта, антагонизм между великими империями Древнего мира обострялся разными верованиями и, как сейчас говорят, менталитетом двух наций. Империя Рима дохристианского периода отличалась значительной веротерпимостью и давала возможность спокойно сосуществовать разным религиям. Однако, несмотря на это и на общую жестокость нравов в то время, античные авторы не раз с ненавистью и проклятием рассказывали о том, как в Карфагене казнили детей, в стремлении почтить своих кровожадных богов.
Так что же можно узнать от древних хронистов об этой мрачной стороне жизни карфагенского общества?
Все по тому, что Карфаген унаследовал древние обычаи финикийцев, которые были давно изжиты на Ближнем Востоке. А обычаи эти были жуткие. Они по сей день приводят в содрогание всех интересующихся древней историей. В одном отрывке, принадлежащем Санхунйатону, финикийскому историку XII–XI веков до н. э., говорится о том, что «во время великих бедствий, происходивших или от войн, или от засух либо моровой язвы, финикийцы приносили кого-то из самых дорогих людей в жертву».
Принесение в жертву сына, особенно первенца, считали подвигом благочестия, свершавшимся во имя бога и, как правило, ради блага родного города. Часто в жертву приносили детей из знатных семейств; это был долг тех, кто возглавлял город, – отдать самое дорогое, чтобы заручиться милостью народа. В такого рода случаях расположение божества считали наверняка обеспеченным. Финикийцы полагали, что души принесенных в жертву детей поднимаются сразу к богу и с того времени защищают родину и семью. Со временем в Карфагене знатные люди начали покупать чужих детей, отдавая их жрецам под видом своих.
Для римлянина античного периода убийства не было чем-то из ряда вон выходящим. Гладиаторы сотнями убивали друг друга на цирковых аренах, на потеху публики. Интрига, заговор и убийство были обычным делом императорского Рима. И все таки карфагенская практика жертвоприношений вызывала омерзение и ужас как у плебеев, так и у патрициев.
Верховное божество у финикийцев и их потомков — Баал (Ваал) – громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего. Ему же поклонялись в Ассирии, Вавилоне, Древнем Израильском царстве, Иудее, Ханаане и Сирии. Именно ему предназначались кровавые жертвоприношения. Конечно, человеческие жертвы были распространены у многих древних народов, но у религиозных фанатиков Карфагена ритуальное убийство невинного ребенка переросло в омерзительное садистское действо. Темное начало первобытной магии в пунической (карфагенской) религии переплеталось с изощренной жестокостью дряхлеющей цивилизации.
На центральной площади Карфагена возвышался огромный пустотелый идол из меди с головой быка – тотемного животного Баала. Под ним разжигался костер. По свидетельству историка I столетия до н. э. Диодора Сицилийского, детей, выбранных для жертвоприношения, подводили к раскаленной статуе и клали на ее медные руки, по которым те соскальзывали вниз, в огонь.
При жертвоприношении было запрещено плакать. Считали, что любая слеза, каждый вздох умаляют ценность жертвы. Глядя на гибель детей, их родителям, одетым в яркие, нарядные одежды, надо было радоваться. Как считают некоторые из историков, так якобы требовали боги. Другие, к примеру Юстин, живший во II столетии, были убеждены, что «этими злодеяниями карфагеняне отвратили от себя богов».
Известный в христианской религии Вельзевул – один из злых духов, подручный дьявола, часто с ним и отождествляемый, – является не кем иным, как Баалом, точней, одним из олицетворений этого древнего божества. Бааль-Зевув означает «повелитель мух» либо «повелитель летающих вещей».
«Едва оказавшись на краю отверстия, жертвы исчезали, как капельки воды на раскаленном железе, и белый дым взмывал ввысь среди багрового пламени, – так, используя античные источники, описывал казнь во славу чудовищного божества Гюстав Флобер в романе “Саламбо”. – Продолжалось это долго, невыносимо долго, до самого вечера. Внутренние стенки отделений покраснели, стало видно горящее мясо. Некоторым даже казалось, что они различают волосы, отдельные члены, все тело жертв».
Как римляне и греки античного времени, так и европейцы XIX столетия не понимали и не принимали этого жуткого обычая. С такими богами мог бы стерпеться, пожалуй, только век XX – век массовых казней, гибели миллионов людей в войнах, газовых камерах, печах концентрационных лагерей…
Три раза воевал Рим с Карфагеном, пока не исполнилось то, о чем мечтал Катон. Римским войскам наконец удалось подойти к стенам Карфагена.
И началось бедствие. Огонь двинулся на город. Он переходил с этажа на этаж, и ужасный жар сжигал людей, прятавшихся под крышами. Кто проклинал богов, кто – врагов, но их голоса обрывались, когда новое здание, выжженное дотла, падало, перегораживая улицу и убивая бегущих. Из под камней раздавались крики раненных, но их уже никто не слышал.
На крышах других домов велись ожесточенные бои. Летали копья, стрелы и камни. Один за другим падали люди. Если в уличных проемах показывались всадники, они рубили мечами бегущих, а кони копытами давили раненых.
А после выходили из своих укрытий сборщики и крючьями волокли и убитых, и еще живых в яму. Люди, словно мусор, заполняли рвы.
Трубили трубы, воодушевляя победителей и насылая великий страх на гибнущий город. Громко кричали центурионы, созывая воинов, стремительно передвигались войска, убежденные в победе. Всеми завладело безумие и жестокость.
Некоторые из жителей закрылись в храме Эшмуна и сгорели в нем заживо. По прошествии шести дней уличных боев около 50 000 изнуренных голодом защитников Карфагена сдались на милость солдат Рима. Одни были казнены, других продали в рабство.
Так в 146 г. до н. э. пал Карфаген. Заканчивалась третья Пуническая война. Теперь говорить о нем можно было лишь в прошедшем времени. Город исчез, был стерт с лица земли. Его территория была вспахана и засыпана солью, чтобы и трава там не росла. Были уничтожены все памятники искусства, рукописные книги, архитектурные сооружения, чтобы ничто не могло напоминать потомкам о презренных пунах.
Впрочем, спустя сотню лет город начал возрождаться, но уже под римским владычеством. На его месте теперь начали возводить римские храмы и общественные здания, построили цирк на 60 000 зрителей, театр, амфитеатр, огромные термы (бани) и 132-х километровый акведук. В римские времена Карфаген насчитывал около 300 000 жителей и соперничал с Александрией по богатству и уровню просвещения.
439 год – его захватили и разграбили вандалы, спустя 100 лет покорился византийскому полководцу Велизарию и стал резиденцией константинопольского наместника. А в самом конце VII столетия арабы-мусульмане с непостижимой быстротой завоевали почти всю Северную Африку. 698 год — город был взят арабами, и его камни послужили материалом для строительства города Туниса. В последующие века мрамор и гранит, когда-то украшавшие римский город, были вывезены из страны. По некоторым свидетельствам, их использовали для строительства соборов в Генуе, Пизе, а также Кентерберийского собора в Британии. Город с тысячелетней историей, который наводил ужас на весь античный мир, был вновь стерт с лица земли и больше уже не возродился.
Ю.Подольский
Journal information