Два раза монгольский хан Хубилай пытался завоевать Японию и оба раза его флоты были разбросаны и уничтожены сильными тайфунами. Немудрено, что сами японцы увидели в том высший промысел и назвали тайфуны камикадзе, «божественный ветер». Во время Второй мировой войны то же прозвище получили отчаянные смельчаки, готовые положить свою жизнь на благо страны.
Атаки террористов-смертников стали одной из самых страшных тактик на Тихоокеанском театре военных действий. Американцам пришлось столкнуться с культурой, которую они просто не могли понять: они считали японцев безумными фанатиками с промытыми мозгами. На самом же деле, все было гораздо сложнее — тут смешалась культура самураев, готовность к самопожертвованию и стремление защитить родную страну.
Спецсредство
Камикадзе получили в распоряжение особый самолет, который специально облегчили и оснастили ракетными ускорителями. Модель Yokosuka MXY7 Ohka представляла собой фактически шестиметровую ракету с крыльями и пилотом. Ракетные ускорители требовались для того, чтобы обходить защитный огонь врага. Интересно, что в кабине было предусмотрено место под вакидзаси — на случай, если пилот столкновение переживет.
Отец камикадзе
Морская битва в заливе Лейте стала самым крупным сражением нашего времени. Американцы с базой на небольшом островке Сулуан поставили перед немногочисленной японской авиацией практически невозможную задачу. В этих условиях командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Он стал известен как «отец камикадзе».
Прощальная церемония
Смертники почитали свою миссию особой честью. Собственно, для японцев, воспитанных в духе древних самураев, так оно и было. Перед вылетами летчики проходили особую церемонию, выпивали ритуальную чашку саке и повязывали на лоб хатимаки, белую повязку смертника. Юные камикадзе пролетали над горой Каймон и только попрощавшись с родиной отправлялись на свое последнее задание.
Кайтен
Мало кто знает, что камикадзе служили не только в авиации. В конце войны Япония уже не имела ресурсов на постройку сильного флота и на вооружение были приняты пилотируемые торпеды — кайтэн. Подводный камикадзе самостоятельно направлял свой ужасный снаряд на борт вражеского корабля и погибал вместе с ним.
Фукуруи
Когда стало не хватать металла даже на торпеды, японцы принялись готовить боевых пловцов-смертников. Отряды «фукуруи» («драконы счастья») располагались на периферии собственных военных портов, для обороны. Бойцы-фукуруи могли прятаться на затопленных кораблях со специальными шлюзами и выбирались, завидев десантные суда противника. В отличие от знаменитых итальянских боевых пловцов, фукуруи не прилепляли мину к борту вражеского судна, а просто били ей по металлу до детонации.
Счастливчик
Не все камикадзе гибли. Техники было настолько мало, что командование предписывало возвращаться на базу при малейшем подозрении на неисправность. Унтер-офицер Ямамура пережил целых три полета. Первый раз его сбили вместе с бомбардировщиком-носителем — тогда в море Ямамуру нашли рыбаки. Второй раз бомбардировщик вынужденно вернулся на базу из-за плохой видимости. В третий уже красный от гнева Ямамура просто не смог отцепиться от носителя и вернулся с ним на базу. Так счастливчик и пережил всю войну.
Ужасные потери
За всю войну японцы подготовили 2525 камикадзе. Еще 1387 человек пришли из армии — они стали пилотами кайтэн и водолазами фукуруи. В самоубийственных атаках эти бесстрашные потомки камикадзе сумели уничтожить 81 корабль и повредить 195 судов (вспомните только ужасную бойню Перл-Харбор). Психологическое давление, оказываемое на американские войска, было гораздо важнее: моряки толпами уходили в самоволки и даже пробовали сбежать с авианосцев прямо в открытом море.
Journal information