«Конфликты не сразу являются тяжелыми – конфликт набирает силу только тогда, когда мы это допускаем».
Ф. Глазл

Под эскалацией конфликта (от лат. «лестница») понимается развитие конфликта, который прогрессирует во времени; обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие . Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Характеризуется следующими признаками:
1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. В процессе эскалации происходит переход к более примитивным формам отображения.
2. Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага.
Образ врага как целостное представление о оппоненте, который интегрирует искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в процессе латентного периода конфликта как результат восприятия, детерминированного отрицательными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит опосредованный характер.
В процессе эскалации образ врага проявляется все более отчетливо и постепенно вытесняет объективный образ.
О образе врага, который доминирует в конфликтной ситуации, свидетельствует :
недоверие;
возложение вины на врага;
негативное ожидание;
отождествление со злом;
представление «все, что выгодно врагу, вредит нам» и наоборот;
деиндивидуализация (« всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом»);
отказ в сочувствии и поддержке.
Закреплению образа врага способствуют:
рост негативных эмоций;
ожидание деструктивных действий от другой стороны;
негативные стереотипы и установки;
серьезность объекта конфликта;
продолжительность конфликта.
3. Рост эмоционального напряжения.
Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме за короткое время; сопротивление оппонента.
4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам.
Когда сталкиваются мнения людей, то люди обычно стараются их аргументировать. Человек обычно добавляет значительного личностного окраса плодам своего интеллекта. Поэтому критику результатов его деятельности может воспринять как негативную оценку его собственной личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.
5. Рост иерархического ранга интересов, его поляризация.
Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалацию конфликта может быть рассмотрено, как процесс углубления противоречий. В процессе эскалации интересы оппонентов будто разводятся на противоположные полюса. .
6. Применение насилия.
Многие насильственные действия обусловлены местью. Агрессия связана со стремлением какой-либо внутренней компенсации (за утраченный престиж, снижение самооценки).
7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство перерастает в более глобальное столкновение, в процессе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, которые его вызвали.
8. Расширение границ конфликта.
Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникает множество различных точек соприкосновения.
9. Увеличение количества участников.
Преобразование межличностного конфликта на межгрупповой, количественное увеличение и изменение структуры групп, участвующих в противоборстве.
С обострением конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Процесс носит волнообразный характер, основанный на бессознательном и подсознательном уровнях. Он развивается не хаотично, а поэтапно, по замыслу онтогенеза психики, но в противоположную сторону.
Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что потери почвы для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Мероприятия, осуществленные одной из сторон, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.
Все ожидания сосредоточиваются на действиях, заменяющих тщетные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальные: обе стороны надеются напором и жесткостью вызвать изменение позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелым взглядом на реальность жертвуют в пользу упрощенного подхода, эмоционального. Настоящие проблемы конфликта теряют важность.
На 4-м этапе психика регрессирует примерно до уровня возраста 6-8 лет. У человека еще присутствует образ другого, но он больше не готов считаться с его мыслями, чувствами и состоянием. В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, то есть все, что «не я» или «не мы», является плохим и откидывается.
Явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной самого себя. На карту ставятся священные ценности, убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие приобретают обезличенной формы, восприятие противоположной стороны застывает в твердом образе врага. Враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Стороны больше не видят пути назад: «Мы должны идти вперед любой ценой: назад дороги нет!»
Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы в ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения нравственных норм и всего, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.
