Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Categories:

Что делать с подростками, которые "ничего не хотят"?


Выросло целое поколение людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни, вообще не собираются работать. Их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть — родительская квартира, немного денег на сигареты, пиво и т.п.. Что с ними не так?
Основная жалоба мамы, вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?» Ничего из списка «нормальных» дел. Вырос мужик, а проку от него нет. Мама все для его блага, себе отказывала, бралась за любую работу, на кружки, секции возила, в языковые лагеря отправляла — а он спит до обеда, потом включает компьютер.

Из кого состоит семья? Какие у кого функции?
Мама развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она много работает, ей приходится содержать себя, бабушку и Сашу, домой приходит к ночи, уставшая. Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет — не ходит. Ему грозит армия, но его это не волнует. Он не прилагает усилий, чтобы учиться лучше. Школа из элитных, приходится брать репетиторов. И все равно двойки в четверти. По дому не делает ничего, даже чашку за собой не помоет, бабушка вынуждена таскать сумки с продуктами, а ему на подносике еду к компьютеру. «Ну что с ним такое? Я же всю жизнь ему отдала.»
И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший, неживой. Держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать, он практически воспроизводит мамин текст: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час». А сам-то чего хочешь? В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет. То есть он не собирается осчастливить человечество любым из способов, известных цивилизации, не планирует стать звездой, ему не нужно богатство, карьерный рост. Ему ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

С трех лет Саша занимался подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского, две секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит — некогда. В компьютер играет только в каникулы. Почему он ничего не хочет?Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, просто гулять). Играть. Знаете, у меня таких клиентов в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет. В каждом случае я вижу одну картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, бабушка или няни.
Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины: кормилец, принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает. Но дома ее нет, она в полях и на охоте. Старается дать сыну все: модные развлечения, нужные развивалки, подарки и покупки. А сын не счастлив. «А когда ему хотеть? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
А как было у всех других Саш? Захотел — написал маме эсэмэску, отправил — мама заказала через Интернет — вечером привезли. Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны. Раз — и оборвали. Мечтать больше не получается. У этих мальчиков все есть. Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать. Мама уже все за него решила.

Но тревоги и страхи мам толкают на странные поступки: вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому. «Вы же понимаете, в какое время мы живем»... Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с детства были самостоятельными. Слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе. С первого класса приходили домой сами, ключ на шее, уроки — сами, разогреть — сами, в лучшем случае родители спросят: «А что у тебя с уроками?». На лето в лагерь или к бабушке. Вытесненная и не замечаемая тревога осталась. И теперь вся обрушилась на голову единственного чада. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

А какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка? Получается забавный список:
1. Чтобы делал все сам;
2. Чтобы беспрекословно слушался;
3. Проявлял инициативу;
4. Занимался в кружках, которые пригодятся потом в жизни;
5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;
6. Был более напористым и пробивным.
Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от грядущих бед? Ребенок пропускает важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории, не умеют собирать вокруг себя команду. Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них лучше обстоят дела, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Что говорят дети: «Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней. У меня нет времени...
Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, телефон. Если я задерживаюсь, мама сразу звонит». Это ученики 9-го класса говорят. Такое впечатление, что родители не заметили, что дети выросли из памперсов. Критика, напоминание, требование — все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды...
Не могу поверить, что остались родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни — общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции. Творческая энергия ребенка блокируется. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно — он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно — ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы живем в нем. Позволяем себе любить, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить? Родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы деточка жила в покое и гармонии. А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.
Что делать?
1. ежедневная «бесполезная» прогулка с друзьями — необходимое условие для психического здоровья подростка.
2. бессмысленное «балдение в ящик» — они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах. О себе.
3. запрещать внутреннюю жизнь ребенка — преступно.
4. не выучит этот урок сейчас — накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д. Потому что недоиграл.
5. дети катастрофически НЕдогружены жизнью. Все, что они делают — учатся. Не ходят в магазин для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы. Больше свободы внутри и ограничения снаружи.
Tags: Дети, Психология
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments