
Две личности и две модели отношения с миром стали темой выступления «Жить для резюме или для панегирика?» колумниста The New York Times Дэвида Брукса. Он убеждён, что в каждом из нас есть два начала:
- жаждущая власти и успеха личность, которую мы создаём для резюме,
- и личность, ищущая единения с миром, общности и любви, которой не грех было бы посвятить хороший панегирик. Мыслитель Йосеф Соловейчик называл эти личности «Адам I» и «Адам II».
Брукс рассматривает личность в качестве главного действующего лица двух жанров, чтобы показать пропасть, лежащую между нашими ипостасями, сделать выпуклыми их ведущие черты и на близком каждому примере (резюме) показать, что всеми нами давно владеет Адам I: "Мы живём в культуре со складом ума Адама I, неспособные даже высказаться об Адаме II".
Можем ли мы достичь гармонии между этими началами?
"Добродетелями в резюме являются личные качества, которые вы выставляете на рынок труда. Добродетели панегирика, то есть упомянутые в хвалебной речи, более глубокие. Они показывают, кто вы в глубине души, как вы поддерживаете отношения с кем-либо, являетесь ли вы мужественным, любящим, ответственным и последовательным. Многие из нас, включая меня, скажут, что добродетели из панегирика важнее. Но хотя бы в моём случае, о них ли я думаю бóльшую часть времени? Ответ — нет".
Видимо, с нами действительно что-то не так.
Но когда стало зашкаливать наше эго, почувствовав свою всесильность, и что с ним теперь делать?
Брукс советует каждому найти свою главную внутреннюю слабость и начать бороться именно с ней:
«Ничего стоящего не достичь за одну жизнь, поэтому нас должна спасти надежда.
Никакая правда, красота или добро не понимается полностью в текущем историческом контексте, поэтому нас должна спасти вера.
Ничего, сколь бы добродетельного, нельзя сделать в одиночку, поэтому нас должна спасти любовь.
Добродетель не так же добродетельна с точки зрения друга или врага, как с нашей собственной точки зрения, поэтому нас должна спасти последняя форма любви — прощение».
Journal information