
Постоянное ощущение нехватки времени перестало быть главным фактором риска. Гораздо опаснее неприязнь, цинизм и недоверчивость, нередко испытываемые людьми. Ведь когда человек злится на кого-то в супермаркете, это пагубно сказывается на его сердце, поскольку такие эмоции могут повредить стенки артерий. В тот самый миг, когда он говорит жене: «Уж если твой брат звонит, наверняка ему опять от нас что-то нужно», он уменьшает защитную силу своих иммунных клеток, препятствующих образованию раковых опухолей. Результаты 45 исследований показали, что риск преждевременной смерти у наиболее агрессивных людей на 42% выше, чем у тех, кого не так просто вывести из себя.
Выяснилось, что наиболее раздражительные из них в пять раз больше подвергаются риску инфаркта в последующие сорок лет, чем те, кто легко сохраняет невозмутимость. Несмотря на то что раздражительность – фактор риска гораздо более весомый, чем холестерин или гипертония, врачи не очень склонны уделять ей внимание. А изменить себя, если недружелюбие и недоверчивость глубоко укоренены в характере, – неужели это возможно? В это трудно поверить. Одним из самых эффективных методов является групповая терапия.
Соприкосновение с болью других людей, с их страхами, а кроме того, с их подлинными чувствами, с их ранимостью и, наконец, с их достоинством прекрасно воспитывает в нас доброжелательность к ближнему. На этих занятиях, как редко где еще, с людей спадают их маски. А когда другой человек без маски, его, оказывается, очень трудно ненавидеть и даже презирать. Одно американское исследование показало, что краткий курс групповой терапии сокращал на 50% риск наступления смерти в течение пяти лет после инфаркта. Такого эффекта не удавалось достичь ни с одним лекарством. Так что если, томясь в пробках или стоя в очереди, вы слишком часто ощущаете, как накатывает волна злости, подумайте о том, почему бы не поработать над ней.
Journal information