Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Как США смогли обойти Россию и Китай в математике


Результаты Международной математической олимпиады (ММО) в 2015 году стали неожиданностью для многих: первое место заняли США, которые последний раз получали золото 21 год назад. Двадцать лет американцы были «хорошистами» ММО и, хотя с 2010-го ни разу не выпадали из тройки лидеров, неизменно оказывались позади команды из Китая, которая из последних 16 олимпиад выиграла 12. Как вышло, что Америка, в которой идут незатихающие дебаты о недостатках системы образования, оказалась впереди планеты всей? Вы не увидите этого в школьных классах и довольно средних результатах международных тестов, но в США сейчас происходит математическая революция – такое утверждение делает директор по стратегии образовательного фонда Edwin Gould Foundation Пег Тайр в мартовском номере журнала The Atlantic.

Согласно Тайр, американские подростки сегодня чаще, чем когда-либо, готовы достигать вершин в математике, и это явление выходит не из системы школьного образования. Оно стало следствием того, что автор статьи называет новой педагогической экосистемой, почти полностью независимой от школьной программы и развивающейся онлайн и в богатых городах. Вот основные черты этой экосистемы.

В последние годы в США бурно развиваются летние лагеря для школьников, заинтересованных именно математикой. Если раньше в стране было лишь небольшое количество таких мест, то теперь их десятки. Летние лагеря вроде AwesomeMath или Epsilon Camp открывают свои двери для детей, которые любят математику, но не обязательно числятся в юных гениях.

В Кремниевой долине и других технологически продвинутых городах и регионах появляются математические кружки, существующие на средства благотворительных организаций и имеющие порой всего одного преподавателя. В них могут вести занятия не знаменитые математики и академики, а недавние выпускники университетов, но во многих родителям приходится вставать в длинный лист ожидания, чтобы записать ребенка. По словам Ричарда Ружика, основателя частного центра «Искусство решения задач» (Art of Problem Solving), интерес к небольшим математическим кружкам среди американских семей «выглядит безграничным».

Родители воспринимают негосударственные центры по обучению математике даже не как дополнение, а как замену урокам, которые дают школы, отмечает Тайр, особенно когда речь идет об учениках младших и средних классов. Главное и важное отличие школ и кружков состоит в том, что первые заставляют запоминать правила и следовать им как инструкции, вторые же стараются развивать способность размышлять и самостоятельно искать решения логических проблем, применяя полученные знания на опыте. Многие преподаватели математики утверждают, что запоминание в их предмете вообще контрпродуктивно и убивает тягу к знаниям.

За популярностью математики стоит не только повальная любовь к предмету. Согласно Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics), рост экономики США будет опираться главным образом на так называемые STEM-области, то есть науку, технологии, инженерию и математику, и труд специалистов в этих областях будет очень хорошо оплачиваться.

Хотя система школьного образования предпринимает попытки улучшить преподавание математики, ее результаты нельзя назвать заметными, считает автор статьи. Именно поэтому дети отправляются в кружки: без них разрыв между хорошими школьными оценками и уровнем знаний, который требуют ведущие университеты, оказывается слишком велик.

К сожалению, математика в США – это клуб для богатых. Большинство дополнительных программ платные, а значит, они становятся недоступными для малообеспеченных семей. Год в математической школе может стоить $3000, а месяц в лагере или центре, обеспечивающем ребенку питание и проживание, обходится вдвое дороже. Вот следствие: если в Южной Корее один из четырех математически одаренных детей будет из бедной семьи, то в США такой ребенок будет один на девять учащихся. Решением этой проблемы занимаются как частные центры, разыскивающие талантливых ребят из небогатых семей, так и специальные программы для одаренных детей (которые, впрочем, критикуют), но факт остается фактом: к концу старшей школы процент бедных среди хорошо успевающих по математике учеников стремится к нулю.
Ира Соломонова
Tags: Образование, США
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments