Никто в России не может выдержать своего величия. В мужицкой стране должен править мужик. Интеллигент повернет на Запад.
Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь.
Жизнь слишком скоротечна, что бы устраиваться в ней так основательно, так всерьёз.
Любовь, как это ни удивительно, связана прежде всего с крупнейшими неприятностями.
Цивилизация, город, трамвай, баня — вот в чем причина возникновения нервных заболеваний. Наши предки в каменном веке и выпивали, и пятое — десятое, и никаких нервов не понимали.
Спи скорей — твоя подушка нужна другому.
Которые без денег - не ездют с дамами.
Против алкоголя наилучше действует искусство. Театр, например. Карусель. Или какая-нибудь студия с музыкой.
Если женщина добродетельна, то об этом знает она одна. Если порочна — кто не знает?
Человек — животное довольно странное.
Пошлость - привычка, и воля зависит от нее. Только новое никогда не может быть пошлым.
Счастье бывает ни тогда, когда у вас все есть, а когда чего-нибудь нет и вы хотите этого и достигаете - вот счастье. Достигнув же, вы часто бываете несчастны, ибо в жизни вашей одним желанием уже меньше.
Человек любит похвалиться своими пороками. Это ужасно модно.
Красивое никогда не бывает смешным.
Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры.
Ложь и искусство создают жизнь.
Ужасно любит русский человек пожаловаться и погоревать на свои несчастья человеку влиятельному и солидному, а пуще всего генералу.
Люди умеют любить только то, к чему не привыкли.
Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду!
Что ты нарушаешь беспорядок?
10 августа 1894 года родился Михаил Зощенко - Мастер веселого жанра.
Лучше всех, пожалуй, о судьбе Михаила Михайловича сказал Юрий Томашевский: «На заре своей деятельности Зощенко принял в свои руки наиболее сподручное его таланту сатирическое оружие. Не предполагая, что в скором времени, когда новая система окрепнет, это оружие станет оружием самоубийцы».
А ведь «юморист» еще в двадцать девятом году, в разгаре своей популярности, писал другу Михаилу Слонимскому, имея в виду гонения на Замятина и Пильняка: «кое-кого тащат и ломают руки… Замятина жалко. Некрасивое зрелище, когда «европейца» и «англомана» волокут мордой по мостовой. Грубое зрелище». А перед этим – такие строки: «Сей беспорядок может дойти и до меня». Скорбное предчувствие!
Скорбное предчувствие не подвело - в 1946 году его попросту выгнали из литературы.
Писатель был заклеймён как «пошляк», «хулиган» и «подонок русской литературы». Сопровождавший писателя на протяжении большей части его литературного пути спор о том, имеет ли его творчество право быть отнесенным к "большой" литературе или юмор его пустяшный и посконный, сейчас не имеет никакого смысла. Кто, кроме Михаила Зощенко, мог так «вкусно» писать про обывателей, убогое мировоззрение и примитивные взгляды на жизнь? Его рассказы и сейчас актуальны. Быть может, как никогда.
В день памяти писателя вспомним некоторые интересные факты из жизни Михаила Зощенко и его непревзойденные цитаты.
1. Его мать, Елена Осиповна, когда-то играла на сцене, а после замужества писала рассказы и публиковала их в столичном журнале «Копейка». Сын унаследовал материнский талант – лет с восьми сочинял стихи, а в тринадцать написал свой первый рассказ, называвшийся «Пальто». Правда, литературные способности не отразились на его учебе. Учился он очень посредственно, а самые плохие оценки имел, как ни странно, по русскому языку. Впоследствии Зощенко сам немало этому удивлялся, ведь он с детства мечтал стать писателем. Но факт остается фактом: на выпускном экзамене Михаил получил за сочинение единицу. Для семнадцатилетнего юноши такая оценка стала огромным ударом, и он даже попытался покончить с собой – по его словам, не столько от отчаяния, сколько от бешенства.
2. За свою жизнь Зощенко сменил больше десятка профессий, побывав и столяром, и агентом угрозыска, и делопроизводителем, и даже инструктором по разведению кур и кроликов.
3. Михаил Зощенко умел умел тачать сапоги и шить. Однажды у писателя Юрия Олеши порвались штаны, так Зощенко собственноручно и очень качественно зашил ему штаны. Дело было в 1950 году - оба писателя жили тогда довольно бедно. В это время в Ленинград прибыл «генерал от литературы» Александр Фадеев и оказался в обществе этих двух писателей, причем вел себя при этом довольно высокомерно. Олеше это не понравилось: «Ты думаешь, что важное событие в текущем моменте нашей литературы - это то, что ты приехал в Ленинград? Ошибаешься! Важное это то, что писатель Зощенко починил штаны писателю Олеше».
4. Писатель Даниил Гранин присутствовал на заседании Президиума Союза советских писателей по вопросу партийного постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград". Он запомнил, как стойко держался Михаил Зощенко. Много лет спустя он попытался найти стенограмму выступления Зощенко в архивах, но ее нигде не было. Числилась, но не было. Она была изъята. Когда, кем — неизвестно. Очевидно, кому-то документ показался настолько возмутительным или опасным, что его и в архивах не следовало держать. Копии нигде обнаружить тоже не удалось. Гранин рассказал об этом знакомой стенографистке. Та пожала плечами: вряд кто-то из стенографисток сделал себе копию, не положено, особенно в те годы это строго соблюдалось. Через месяца два она позвонила Гранину, попросила приехать. Когда он приехал, ничего не объясняя, она протянула ему пачку машинописных листов. Это была та самая стенограмма выступления Михаила Михайловича. Откуда? Каким образом? От стенографистки, которая работала на том заседании. Удалось её разыскать. Стенографистки хорошо знают друг друга. К стенограмме была приложена записка: "Извините, что запись эта местами приблизительна, я тогда сильно волновалась, и слёзы мешали". Подписи не было.
5. Когда Зощенко еще был студентом, некий гастролирующий гипнотезер, большой умелец гадать на картах, предсказал ему: “У вас, юноша, скоро обнаружатся большие способности. Вы прославитесь. Но кончите плохо. А на похоронах ваших умные люди будут смеяться”. В общем, так оно все и вышло.
Journal information