В 1918 году старообрядец Александр Власов переселился из Одессы в Румынию, где занялся углём. Затем он переехал в Италию, а во время Второй мировой – в Аргентину. Постепенно его фирма разрослась в империю морских перевозок. Дело отца унаследовал его сын Борис, сегодня активы компании – свыше $5 млрд. Пожалуй, семья Власовых – самые успешные российские эмигранты.
Эмиграция из России после Революции и Гражданской так и не сумела влиться в элиты западного общества. Но были в этой закономерности и исключения. Семья старообрядцев Власовых, не просто создавших бизнес-империю морских перевозок, но и ставших частью старой финансовой элиты в Монако и лондонском Сити.
Александр Никифорович Власов родился в 1884 году в казачьей семье под Ростовом-на-Дону (его редкий снимок 1950-х годов – на заглавном фото в статье). Его семья принадлежала к неокружникам – наиболее радикальной части белокриницкого старообрядческого согласия. В начале 1890-х Власовы переехали в Одессу, где глава семьи Никифор начал заниматься торговлей зерном.
Александр Власов окончил Политехнический институт имени Петра Великого в Санкт-Петербурге. В 1908 году он возвращается в Одессу и начинает служить в отделе водоснабжения городского Муниципалитета. Власов разделяет взгляды народных социалистов (неонародников), и в 1910 году вступает в их кружок (к тому времени некогда мощная партия под репрессиями царской охранки превратилась в набор кружков в нескольких крупных городах страны). В 1912 году он женился, а 14 марта 1913 года родился его сын Борис.
(Лайнер Fairsky, 12.500 регистровых тонн. Построен в 1941 году в США, в годы Второй мировой служил как военный транспорт, а после войны был куплен фирмой Власова и переделан под лайнер на 1460 пассажирских мест. Здесь и далее – фото судов «Группы Власова»)
Александр Власов уже в апреле 1917 года осознал, что скоро Революция сменится хаосом, и начал готовиться к эмиграции – распродавая активы отца, пока за них еще можно было выручить настоящие деньги. В большей мере его решение основывалось на холодном аналитическом расчёте, и затем это его умение делать правильные прогнозы помогло ему стать миллиардером.
Весной 1918 года Власов со своей семьёй приезжает в Румынию. В отличие от подавляющего большинства российских эмигрантов он хорошо подготовился к переезду: заранее купил румынское гражданство и привёз с собой около 15 тысяч рублей золотом (на нынешние деньги это 180-200 тысяч долларов).
В Румынии он сразу же налаживает связи со своими единоверцами – старообрядцами по всей Восточной Европе. Кроме привычки полагаться на холодный расчёт, это стало вторым правилом Власова – стараться иметь дела с братьями по вере.
Александр Никифорович занялся продажей польского угля. В Польше его интересы представляли единоверцы. Через них Власову удалось получить от Skarboferm (государственная польская организация) долгосрочный контракт на поставки угля – он его в основном сбывал в Румынии и Болгарии. Следующим шагом была поставка угля в Италию и Грецию. Попутно с этим Власов вступил пайщиком в румынское транспортное общество «PRIMA, Societate Nationale de Navigatione», которое занималось перевозкой угля и других насыпных грузов на малых грузовых судах. Так был сделан его первый шаг в морской транспорт.
В 1933 году он был назначен генеральным представителем Skarboferm в Италии и Греции и одновременно ему был поручен финансовый контроль над румынской морской компанией PRIMA – вторым человеком в ней был старообрядец липованского согласия Никитин. Это послужило началом того, что в будущем будет именоваться «Группой Власова» (Vlasov group).
Власов покупает три подержанных судна малого тоннажа, но еще пригодных для транспортировки угля. Одновременно он открывает в Милане уже собственное бюро по продаже угля. В 1936 году Александр Никифорович успешно договаривается в Лондоне с греческим судовладельцем Кулукундисом о создании совместной морской компании, а в 1937 году открывает в Лондоне ещё одну свою судовладельческую фирму и морское агентство, покупает одно судно и заказывает строительство ещё двух, которые получает в 1938 году. В Лондоне его представителями и лоббистами стала группа русских толстовцев, обосновавшихся в Англии ещё до Революции и имевших хорошие связи среди руководства Лейбористской партии.
В 1938 году он покупает итальянское гражданство через русского фашиста, князя Николая Жевахова и его друга сенатора Арриго Сольми. Расчёт снова не подводит Власова – он понимает, что скоро Восточная Европа станет ареной большой войны, и бизнес там надо сворачивать. Мировоззрение его тоже под стать времени – умеренный, левый фашизм.
(Русский фашист, князь Николай Жевахов)
Власов в апреле 1938 года создаёт компанию SITMAR (Итальянская Компания Морского Транспорта). Из Милана он с успехом руководит поставкой угля на весь средиземноморский бассейн; открывает бюро в Египте (Александрия) и Алжире. В этот же год его сын Борис заканчивает Политехнический институт в Вене и присоединяется к отцу в управлении компанией.
В конце 1939 года Власов снова верно просчитывает, что скоро война охватит уже всю Европу, и начинает готовиться к переориентированию деятельности компании на новые направлении. В 1940 году он открывает бюро в Швейцарии, и назначает его руководителем сына Бориса. Там он будет работать до 1947 года. Сам же Александр Никифорович основывает филиал SITMAR в Нью-Йорке и Буэнос-Айресе, куда переселяется летом 1940 года. В столицу Аргентины он переводит три своих грузовых судна. И он, и его сын при этом оставляют себе итальянское гражданство.
В годы войны семейство Власовых многократно увеличивает свой капитал, умело занимаясь посреднической торговлей между воюющими державами.
По окончании войны Власов получает от ООН контракт на перевозку «перемещённых лиц». С этой целью он приобретает оставшиеся после войны американские транспортные суда и с успехом перестраивает их в пассажирские пароходы. В 1947 Sitmar купила американский транспорт «Vassar Victory» и переименовала его в Castelbianco – этот судно стало первым пассажирским кораблём фирмы Власовых.
Одновременно, как уже выяснится сильно позже, Александр Власов – важное звено в операции Ватикана по переправке за океан нацистских и коллаборационистских деятелей. В частности, он спас около 10 тысяч русских, служивших у немцев, купив им на собственные деньги через старые связи румынские, югославские и польские паспорта. Большая их часть затем обосновалась в Буэнос-Айресе и венесуэльском Каракасе, где Власов им много помогал в обустройстве на новом месте.
Суда Власова пересекали океаны, следуя в Австралию, Канаду, Южную Америку. В 1952 году Власов опять переводит свою деятельность в Италию, где его главная фирма SITMAR занимается не только перевозкой пассажиров, но и транспортировкой сухих грузов. Одновременно «Группа Власова» начинает осваивать транспортировку нефти. Заканчивается эра угля, и нефть доставляется уже по всему миру. Возрастает потребность в нефтеналивных судах, и Власов приступает к строительству танкеров.
В эти же годы Власов открывает в Сиднее филиал лондонской компании NAVCOT, которая занимается развитием пассажирского транспорта. В 1955 году SITMAR получает контракт от Австралийского правительства на перевозку т.н. «субсидированных пассажиров» – эмигрантов из Европы. Контракт длился 15 лет, в течение которых было перевезено 50 тысяч человек.
Александр Никифорович умер в октябре 1961 года в Генуе, руководство компанией берёт на себя Борис Александрович – ещё более скрытный и необщительный, чем его отец.
Его первое важное решение было связано с переводом центра управления из Генуи в более выгодное и надежное место – в Монако, где он находится и по сей день.
В 1968 году Борис Власов открыл линию ITAL PACIFIC LINE, выполняя рейсы между Средиземноморским бассейном, Испанией, Португалией и побережьем Тихого океана, Центральной Америки и Канады. В 1971 году, по окончании контракта с Австралией на перевозку эмигрантов, он создает круизную компанию (одну из первых в этой отрасли) с центром в Лос-Анджелесе, под названием SITMAR CRUISES.
В 1973 году Власов создает совместное предприятие CAPITALFIN вместе с группой итальянских государственных и частных компаний с целью покупки крупнейшей английской морской организации SHIPPING INDUSTRIAL HOLDINGS Ltd., которая занимала второе место в Англии в морском транспорте. Через эту покупку английской компании он входит в лондонский Сити, основав там компанию по страхованию нефтеналивных судов. Это позволило ему ещё и войти в большой мир нефтяного бизнеса. Власов совместно с несколькими английскими компаниями приходит на перспективных рынок стран Персидского залива.
В 1975 году в Саудовской Аравии им было создано первое совместное предприятие между арабами и западными инвесторами – ARABIAN MARITIME TRANSPORT COMPANY (AMTC) для оперирования танкерами между портами Среднего Востока, Персидского залива, средиземноморскими и другими странами. Вскоре он создаёт с саудитами ещё одну совместную компанию – AMAR LINE для перевозки грузов между портами Среднего Востока и Средиземноморья.
В начале 1970-х Власов начинает заниматься и перевозкой руды. В 1971 году «Группа Власова» покупает рудовоз Docebay на 135 тысяч тонн – самое большое судно в этом классе. Затем последовала покупка рудовозов на 220 тысяч тонн – в середине 1970-х лишь два порта в мире могли принимать суда такого водоизмещения – в бразильском городе Туберао и в голландском Роттердаме.
Борис Власов умирает в ноябре 1987 года. Сегодня структура его компании («Группа Власова» – V. Ships) имеет три группы акционеров: семейство Власовых сохраняет 40% акций, высшее руководство компании (владельцы нескольких фирм в лондонском Сити) – другие 40%, и, с 1994 года, 20% держит GE Capital, финансовое подразделение американской «Дженерал Електрик». Активы конгломерата компаний семейства Власовых оцениваются в 5 млрд. долларов.
Александр Власов заложил ещё одно правило в управление своей бизнес-империи (кроме холодного расчёта и работы с единоверцами) – избегать контактов с официальными лицами своей исторической Родины. «Только доверишься подсоветскому или плакальщику по Родине из эмигрантов – а он, глянь, работничек НКВД», – писал он в одном письме своему другу и партнёру, фашисту и князю Николаю Жевахову.
Journal information