?

Log in

No account? Create an account
09.Он же
Brenik brenik
Previous Entry Поделиться Next Entry
Москва - мертвая душа ("Evene", Франция)
Вид на Московский международный деловой центр "Москва-Сити"
После Буэнос-Айреса в 2011 году Москва стала почетным гостем на новом Парижском книжном салоне. Тем не менее, есть здесь и одна проблема: уже более десяти лет этот город перестал служить источником вдохновения для русской литературы. Ситуацию объясняет преподавать Сорбонны Анна Колдефи-Фокар (Anne Coldefy-Faucard), которая перевела на французский язык не только классические произведения, такие как «Шинель», «Нос» и «Мертвые души» Гоголя или переписку Достоевского, но и книги более современных писателей: «Красное колесо» Солженицына, «Метель» Владимира Сорокина и «Блуждающее время» Юрия Мамлеева. Кроме того она работала над произведениями о перевела российской столице: перевела «Счастливую Москву» Андрея Платонова и координировала работу над собранием сочинений «Москва» в издательстве Autrement.

- Что представляет собой Москва в русской литературе?


- Прежде всего, Москва - это антоним Санкт-Петербурга. Вплоть до 1920-х годов в литературе ее описывали как успокаивающий и тихий город, где можно погулять и отдохнуть. В то же время ставший в начале XVIII века столицей империи Санкт-Петербург воспринимался как тяжелый и искусственный город, где все чувствовали себя не в своей тарелке. Пушкин и в еще большей степени Гоголь приложили руку к формированию образа Санкт-Петербурга как пагубного и построенного на западный манер города, тогда как Москва предстает матерью всех русских городов у Толстого и даже Достоевского, который, кстати, был петербуржцем par excellence.

- Смогла ли Москва сохранить эту ауру в советский период?

- В тот момент между писателями и властью возникло непонимание. Некоторые литераторы поверили, что революция позволит вернувшей себе статус столицы Москве вновь обрести былой блеск допетровских времен. Такое возвращение к корням послужило мощным источником вдохновения для революционного романиста Бориса Пильняка, который продемонстрировал невероятный лиризм и энтузиазм. В современном здании, которое принадлежало телеграфному агентству РОСТА, поэт Маяковский начал рекламную кампанию в поддержку гигиены, грамотности и т.д.: для этого он разместил афиши в окнах агентства (отсюда знаменитые окна РОСТА). Тем не менее, с приходом к власти Сталина в городе начались масштабные работы: он перестал быть большой деревней, к которой все так привыкли. Москва превратилась в город власти и скоро познала ужасы советского режима. Власти селили в домах писателей, военных, крупных партийных работников, и во время чисток за людьми каждый вечер приезжали машины. Тем не менее, мы все был удивлены, когда 20 лет назад диссидент Александр Зиновьев написал для Autrement хвалебный рассказ о жизни при Сталине. Он, выходец из бедной крестьянской семьи, оказался там еще совсем маленьким, без гроша в кармане, и только благодаря сталинской школе ему удалось побывать в музеях, театрах и т.д. Многие забывают, что в советской Москве люди не только страдали: они росли, жили, любили…


- Эта жизнь в итоге взяла верх?

- На время да: все современные писатели, которым сегодня исполнилось 50 лет, такие как Владимир Сорокин или поэт Лев Рубинштейн, являются выходцами из зародившегося в 1970-х годах московского андеграунда. В то время их книги не публиковались, рукописи передавали из рук в руки, художники устраивали выставки без разрешения властей, все слушали западную музыку, хотя достать пластинки было практически невозможно. «Сколько раз уже (тысячу раз), напившись, или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец и как попало - и ни разу не видел Кремля», - говорит герой книги «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Это своеобразный способ сказать, что пусть даже это пугающее сосредоточие власти и находится в Москве, в городе можно спокойно жить, совершенно не сталкиваясь с ним. Заслуженные деятели современной русской литературы выросли в такой обстановке, однако с тех пор они растеряли любовь к своему городу.

- Москва больше не вдохновляет их?

- Она превратилась в мегаполис. После распада СССР в 1991 году москвичи осознали, что город меняется прямо у них на глазах: мэр Москвы Юрий Лужков начал масштабные работы по всем направлениям. Отвратительная статуя Петра Великого, которую создал его друг Зураб Церетели, является символом той эпохи. Петр Великий ненавидел Москву, а эта статуя, которую прозвали «чудовищем», вызывает у всех отторжение. «Москва больше ничего не значит. Это больше не город, а аэровокзал», - сказал мне недавно Владимир Сорокин.

- Интернационализация Москвы уничтожила ее душу?

- В любом случае, она вызвала разочарование: в 2010 году вышел сборник современных писателей под названием «Москва Нуар», в котором те попытались рассказать о потере городом мифических качеств в глазах россиян. Хотя город и служит местом действия для некоторых из их романов, его нельзя считать полноправным персонажем. Даже среди гостей на книжном салоне почти не осталось писателей, которые бы отождествляли себя с Москвой. Хотя Юрий Буйда частично живет в Москве, он - уроженец Калининграда и поэтому с особенной страстью пишет именно об этом российском анклаве на немецкой земле. Что касается Сорокина, давние ощущения столь любимой им старой Москвы он в наибольшей степени смог обрести в Берлине: большой город, где повседневная жизнь еще не лишилась своей человечности. При всем этом, нужно сказать, что российские писатели всегда лучше всего говорили о России, только когда сами находились вдали от нее. «Мертвые души», в которых Гоголь раскрывает квинтэссенцию России, были написаны… в Риме!

Via: Максим Ровер (Maxime Rovere)
Оригинал публикации: Moscou, l'âme morte





promo brenik dicembre 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens

Одиозная, но не беспричинная писанина.

есть что-то в этом...
хотя у нас повсюду кузница кадров, а признание получают за рубежом...

"Душа города" звучит более, чем странно! Мы, жители того или иного региона, несем ответственность в вопросе "Есть ли у Москвы душа". Быть может многие считают, что в столице только бизнес-бизнес-бизнес, но это лишь из-за эффекта "айсберга". Видна верхушка.

В Москве много музеев и галерей, много деятелей искусств, но все они мало известны или неизвестны совсем.

Вот, скажем, Вы читали мои литературные работы? Вот! Поэтому сложно судить "айсберг" только по его верхушке!

Вот тут по ссылке можно найти некоторые мои работы - http://samlib.ru/m/moroz_n_i/

Много музеев это хорошо.
Я ещё много чего не читал.

То есть Вы не согласны с мнением автора статьи.
И хотите сказать всё хорошо, не о чём беспокоится.

У Москвы свой ритм жизни. У, скажем, Рязани, другой!
У Москвы есть музеи, но туда мало кто ходит, а где-то их вообще нет!

Тут вопрос не Москвы, а жителей! Кто хочет - пойдет. Кто нет - включил тв, а там дом2 и что-то еще))

если бы всё было так прозрачно :)