Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Leica: история триумфа без поражений



Этот фотоаппарат-легенда раз и навсегда изменил представление о фотографии и процессе съемки. До появления «Лейки» фотокамера представляла собой громоздкий ящик с черной накидкой, а негативы – пластинки размером 6 на 9 см. Новый фотоаппарат подарил возможность снимать где угодно, буквально расширив горизонты фотографии.

Изобретателей часто подводит природная скромность и отсутствие предприимчивости. Биография создателя «Лейки» – яркий тому пример. Оскар Барнак был нерешительным и скромным человеком. Обладай он деловой хваткой (например, как создатель «Кодака» Джордж Истмэн) – стал, наверное бы, миллионером.. Но не повстречай Барнак талантливого предпринимателя Эрнста Лейтца Leica осталась бы просто фотоаппаратам, а не стала техникой-легендой.

Создатель «Лейки» Оскар Барнак был инженером-самоучкой, он даже не имел высшего образования. Будущий изобретатель мечтал стать художником, но практичный отец уговорил его получить серьезную профессию. Барнак выучился на механика в мастерской, которая поставляла наглядные пособия в гимназии и школы. Несколько лет колесил по Германии, работая в разных мастерских, пока не устроился на предприятие Carl Zeiss. Но тяга к искусству никуда не делась: Оскар увлекся пейзажной фотографией и в свободное от работы время путешествовал по Альпам.

В начале прошлого века любитель пейзажной съемки должен был обладать богатырским телосложением. Фотоаппарат, стеклянные пластины (заменявшие пленку), реактивы едва помещались в огромный рюкзак. Оскар Барнак не мог похвастать богатырским телосложением: вдобавок он страдал астмой. Приходилось, задыхаясь, таскать по Альпам тяжелый рюкзак и думать, как сделать фотоаппарат менее громоздким. Идей у него было множество, так еще в 1904 году он придумал шторно-щелевой затвор на объективе, чтобы избавиться от дурацкой черной накидки на голове, которая ему постоянно мешала.

В 1910 году Оскара Барнака уложил в постель очередной приступ астмы. А когда он вышел на работу, узнал неприятную новость. Его не включили в план медицинского страхования. Для человека, страдающего хроническим заболеванием, это был серьезный удар. Вдобавок Барнак не получил обещанный отпуск. Изобретатель уволился, тем более подоспело интересное предложение от Эрнста Лейтца в городе Ветцларе, который согласился представить жилье, медицинскую страховку и достойную оплату.

Фирма Эрнста Лейтца занималась выпуском микроскопов и другой оптики, но Лейтц планировал расширять производство. Барнак возглавил исследовательский отдел кинематографической съемки. Он разработал несколько экспонометров, которые натолкнули его на создание уникальной фотокамеры, которая работала совершенно по другому принципу – с применением пленки.

Барнак не был первым, кто попытался создать фотоаппарат, работающий с 35-мм пленкой. В 1912 году был выпущен фотоаппарат Джорджа Смита в Америке, в Нью-Йорке даже налажено серийное производство такой техники. Но, увы, пленочные фотокамеры не имели успеха. Всему виной было качество пленочных фотографий, которые заметно уступали отпечаткам с крупноформатных пластин. Фотографы по-прежнему предпочитали стеклянные пластины, которые давали ясную четкость деталей в отличие от пленочной фотографии. Но проходило время, росло качество пленки, реактивов, и Оскар Барнак, который работал в кинематографическом отделе, задумался о пленочной фотокамере.

Первоначально Оскар Барнак сделал два фотоаппарата, один из которых оставил себе, а другой подарил своему боссу, который тут же взял ее в отпуск. Оскар Лейтц не мог нарадоваться компактной технике, не требовавшей длительной выдержки. Но с серийным производством он почему-то не спешил. Грянула первая мировая война, кризис, и предприятию Оскара Лейтца стало совсем не до фотокамер.

Серийное производство было налажено только в 1924 году. Фотокамеру решено было назвать Leica (сокращение Leitz и camera). По-немецки название произносится как «ляйка», но весь мир привык называть фотоаппарат «лейкой».

Чуть позже первые «пробные» фотоаппараты получили наименование Ur-Leica (что можно перевести как пра-лейка или лейка-прототип, которая мало чем отличается от серийных камер). В 2011 году одна из первых «ur-Леек» была продана на фотоаукционе за 1 миллион 320 тысяч евро.

В 1925 году Лейка была представлена на Лейпцигской ярмарке. Сначала к новому фотоаппарату отнеслись скептически: всех смущал скромный вид и удивительно легкий вес – всего 425 грамм. Опять-таки нелегко было прошибить утвердившиеся мнение, что с маленьких негативов невозможно получить качественное изображение. Лейки продавались очень слабо: в 1925 году около 850 камер, в следующем – 1550.

Оскар Барнак не унывал. Не для того он ждал 10 лет, чтобы при отсутствии ажиотажа бросить любимое детище. До самой смерти в 1936 году изобретатель всячески совершенствовал фотокамеру, которая с каждым годом находила все больше новых сторонников. Всего при жизни изобретатель разработал 15 моделей фотокамер.

В 1930 году появилась Leica Standard, в которой можно было менять объективы (на широкоугольный и телеобъектив). В 1932 году - малоформатная дальномерная Leica II. И, наконец, фотокамера, рассчитанная на разное время выдержек, - Leica III (имела множество модификаций).

Новый формат фотоаппарата заставил Барнака задуматься об облегчении процесса получения фотографий. Как проявлять пленку? Ведь с пластинками было гораздо проще. Так появилась конструкция специального спирального бачка для проявления пленки. Изобретатель первым предложил использовать съемочный объектив при печати с увеличителем. Оскар Барнак ввел такое понятие, как стандарт. С его легкой руки в фотографии воцарил формат пленки размером 24×36 мм.

Название leica на самих фотоаппаратах появилось не сразу, но имя Эрнста Лейтца и города Ветцлар было уже выгравировано на первых экземплярах. Имя изобретателя Барнака мы не увидим ни на одной из выпущенных моделей. Значит ли это то, что Эрнст Лейтц умело использовал изобретения своих сотрудников, взяв на себя все «нелегкое» бремя славы?

Утверждать так нельзя, так как Барнак ушел из жизни в 1936 году, но позиции «Лейки» это никак не поколебало. До конца 50-х годов «Лейка» была фотоаппаратом №1 в мире. Самый эргономичная и совершенная модель Leica М3, которая, по мнению знатоков, наиболее ярко выражает эстетику фирмы, появилась в 1954 году.

Высокой репутации «Лейка» обязана и своим уникальными объективами, которые разрабатывал ученый Макс Берек и другие механики. Журналисты-репортеры, которые, сразу оценили леечные объективы. У «Лейки» всегда находились конкуренты, но эта техника пользовалась неизменным успехом за свою безотказность. Эрнст Лейтц не жалел денег и привлекал талантливых сотрудников со всего мира. При его жизни «Лейки» собирали только вручную, и эту работу доверяли высококвалифицированным рабочим с очень острым зрением.

В умелых руках Лейтца «Лейка» превратилась не просто в эталон фототехники, а в престижную торговую марку, которая до сих пор уверенно держится на плаву.

Он начал выпускать коллекционные модели с позолоченным корпусом, обтянутые натуральной кожей ящерицы (одному богу известно, сколько подделок ходит по всему миру).

Существовали специальные серии: для космонавтов (с увеличенными кнопками), для армий европейских стран, репортеров (журналисты модель не оценили, зато она пользовалась успехом у военных летчиков). «Лейка» уступила позиции фотокамеры №1 только в 1960 году, ее потеснили более дешевые японские аналоги.

Эрнсту Лейтцу принадлежала идея дарить фотоаппараты с юбилейными номерами известным людям. «Лейку» под № 750 000 получил Анри Картье-Брессон, президенту США Эйзенхауэру досталась 980 000, а королева Елизавета II вместо номера попросила выгравировать свои инициалы.

Если бы не Лейтц, фанаты бы не сходили с ума и не коллекционировали различные модификации, гоняясь за редкими экземплярами. Количество коллекционеров исчисляется тысячами, а не миллионами по одной простой причине. Практически любая модель обходится ее поклонникам в немалую сумму. Ее коллекционеры - например, король Таиланда, султан Брунея и королева Великобритании - могут себе позволить потратить половину годовой зарплаты рядового европейца на раритетный экземпляр.

«Лейка» навсегда изменила взгляд на действительность. С ее появлением люди получили возможность смотреть на мир по-другому и буквально ловить в объектив ускользающие мгновения. Технический минимализм «Лейки» помог развиться мировой фотоиндустрии, которая стала двигаться по другому пути.

Благодаря «Лейке» появились портрет Че Гевары, «Знамя над Рейхстагом», «Поцелуй на Таймс-сквер» и многие другие работы известных фотографов. Она определила творческие взгляды многих мастеров фотографии.

Список известных людей – фотографов и любителей, которые снимали «Лейкой» – может занять несколько страниц. Инге Морат, Роберт Капа, Энни Лейбовиц, Брайан Адамс, Юджин Смит, Эрнест Хэмингуей, Бриджит Бардо, Дмитрий Медведев и многие другие известные люди отдавали предпочтение этой фотокамере.

Счастливые обладатели «Лейки» говорят о ее особой магии. Это единственная фотокамера, которая стала не только эталоном, но и легендой.

Tags: Фотоаппарат
Subscribe
promo brenik декабрь 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments