Brenik (brenik) wrote,
Brenik
brenik

Маразм крепчает, люди тупеют, возмущение народа растёт.


Особую роль в религии индейцев играли кактусы, которые вызывали опьянение. О таких кактусах написано много исследований и художественных произведений. Ими занимались староиспанскне летописцы, путешественники, поэты, химики и медики. Познакомимся и мы поближе с одним из таких кактусов - со знаменитой пейотой.


Пейота - маленький шарообразный кактус голубовато-серого цвета, едва поднимающийся над поверхностью земли. Мы называем его лофофорой (Lophophora). Из ареол этого кактуса вместо колючек вырастают клочки шерстистых образований. Мякоть его имеет очень горький, тошнотворный вкус. В пейоте, казалось индейцам, заключалось нечто сверхъестественное. Поэтому кактус уже был для них не просто растением, а божеством - богом Юкили, перевоплотившимся в растение. Чтобы чувствовать себя теснее связанными с богом-кактусом, индейцы съедали кусок его «тела» - мякоти. И тут начиналось чудо. С отведавшими пейоты происходили волшебные перемены: появлялась эйфория - радостное, приподнятое настроение, в глазах проносились красочные видения, сопровождаемые зрительными и слуховыми галлюцинациями.

Столь необычные свойства пейоты объясняются содержанием алкалоидов мескалина и лофофорина. Эти алкалоиды имеются в мякоти и другого редко встречающегося кактуса - турбиникарпуса (Turbinicarpus polaskii). «Мескалин, - пишет ученый Д. У. Прентис, - действует, в основном, на центральную нервную систему, и поэтому вызывает галлюцинации в виде пестрых цветных вспышек и красивых панорам, которые меняют цвета, если человек при этом слышит звуки. В поле зрения вырастают маленькие трубки, а внизу беспрерывно вертятся маленькие шарики размером с горошину. Светящиеся трубки изгибаются, корчатся и образуют какие-то буквы, которые, однако, понять нельзя; медленно преобразуются они в гротескные фигуры, которые быстро вертятся в противоположном красным и зеленым шарикам направлении. Все поле зрения между бесшумно вращающимися колесами заполнено постоянно изменяющейся зеленой массой. Краски очень ярки, будто выкупаны в солнце. Нет слов, чтобы выразить интенсивность красок и движение фигур. Фигуры постоянно изменяют цвет и форму, но всегда фантастически изгибаются и, вертясь вокруг своих осей, выплывают с заднего плана вперед. Эти фигуры переходят в богатые арабески, наподобие узоров на обоях, а также в простые геометрические фигуры, и новые фигуры каждый раз появляются в другом чередовании красок, и каждый оттенок их изменяется от чистейшего белого до интенсивно пурпурного».

Здесь показано действие только одного из многих алкалоидов, содержащихся в пейоте. Под их влиянием странные явления происходили с человеком, отведавшим «тела» бога-кактуса. Естественно, что в представлении человека того времени этот кактус был волшебным. К его помощи прибегали во всех случаях жизни. Если болит что-либо - разжевать пейоту и приложить к больному месту, если не везет в любви - тоже поможет пейота, пропала вещь - снова обращались к пейоте. Колдун племени в состоянии опьянения пейотой "угадывал" вора. Пейота успокаивала нервы, снимала усталость.

Очень большую роль играл этот удивительный кактус в жизни суеверных индейцев. Сбор пейоты и доставка ее из сухих степей западной Мексики выливались в особое торжество, сопровождавшееся разными церемониями. В октябре (время перед цветением растений, когда в них содержится наибольшее количество алкалоидов) отправляли пейотерос - сборщиков пейоты - к местам, где растет этот кактус. Пейотерос надевали особые одежды, вооружались ритуальными луками и стрелами. От того места, где была найдена пейота, посылали стрелы на все четыре стороны света, чтобы разрушить волшебство оленя, из следа которого, по представлению индейцев, образовался этот кактус. В сборе пейоты принимали участие только мужчины.

Индейцы срезали только верхнюю часть головки кактуса, чтобы не уничтожить само растение, которое в дальнейшем дает новые побеги. Возвращение пейотерос в деревню превращалось в большой праздник, сопровождалось танцами и музыкой. Их вместе с мулами опрыскивали ароматной цветочной водой. Войдя в храм, все мужчины поселка садились у костра, пейотерос снимали мешки и корзины с пейотой с плеч. По знаку приходили женщины, и все ели пейоту сырой или добавляли ее в опьяняющий напиток из сока агав - пульке. Люди пели и танцевали до утра.

Немало крови индейцев было пролито католической церковью и инквизицией, чтобы искоренить пейоту. Но тщетно. Кактус оказался крепче и перешагнул через границу Мексики. Чтобы были довольны «и овцы и волки», христианская церковь решила пойти на компромисс, и в 1911 году в штате Оклахома был организован странный гибрид язычества и христианства: национальная церковь Пейота. Эта уловка имела успех. К новоявленной христианской религии примкнуло много индейцев штатов Небраска, Айова, Канзас и часть североамериканских индейцев.

В настоящее время в Калифорнии властями штата издан закон, запрещающий употребление и хранение пейоты. Даже содержание этого кактуса в коллекциях преследуется законом. В 1962 году выходящая в Лос-Анжелосе газета «Тайме» сообщила о судебном процессе над тремя индейцами навахо, употреблявшими пейоту. На процессе давали показания фармакологи и антропологи, которые говорили, что пейота - не наркотическое вещество, не создает привычки, не оставляет после употребления какого-либо эффекта и не влечет за собой каких-либо социальных или уголовных проблем. Несмотря на все эти доводы, несчастные индейцы были осуждены на срок от 2 до 10 лет тюремного заключения. С горьким сарказмом писал об этом случае орган американских кактусистов «Cactus and Succulent journal» («Журнал кактусов и суккулентов»): «...бравые блюстители закона отставили в сторону опасные уголовные преступления, чтобы после нескольких сот миль преследования в Нидлсе, штат Калифорния, арестовать трех безоружных индейцев племени навахо, которые жевали запрещенную в Калифорнии пейоту». И далее: «Некоторые из нас имеют больше ядовитых и одурманивающих снадобий в своих винных погребцах. Это прощается теми самыми буквоедами, которые затем судят беззащитных, неграмотных индейцев, причиняющих гораздо меньше вреда себе и обществу, чем те из нас, кто часто навещает бары и коктейль-холлы». Культивирование Lophophora williamsii в России законодательно запрещено с 2004 года - уголовная ответственность по ст. 231 УК РФ наступает при выращивании растения. Да... Вот уж действительно, удалось "догнать и перегнать" Америку... Маразм крепчает, люди тупеют, возмущение народа растёт.

Tags: Алкогольные напитки, Интересные факты, Найдено в сети
Subscribe
promo brenik december 31, 2016 23:09 60
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments